В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступившего в силу с 01.01.2013, бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Таким образом, в связи с утратой силы Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности не входит пояснительная записка.
При этом, учитывая положения ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ, в отношении состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах продолжает действовать Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", согласно которому в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств; иные приложения (пояснения).
Как следует из рекомендаций Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01, состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений п. п. 24 - 27 разд. VI ПБУ 4/99, норм других положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации, а также пп. "б" п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств).
Должны ли пояснения входить в обязательном порядке в состав бухгалтерской отчетности за 2012 г., представляемой организациями в налоговые органы?
Ответ:
Направлено
Письмом ФНС России
от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 мая 2013 г. N 03-02-07/2/18285
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности рассмотрено письмо о составе бухгалтерской отчетности и сообщается следующее.
При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. необходимо иметь в виду, что с 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В связи с этим пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона в отношении состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах продолжает действовать Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Согласно п. п. 3 и 4 данного Приказа в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения).
Таким образом, пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
23.05.2013