В апреле 2013 г. организация приобрела объекты недвижимости в аварийном состоянии и право долгосрочной аренды на земельный участок под этими объектами с учетом НДС. Объекты недвижимости будут демонтироваться и сноситься, на данном земельном участке будет строиться новое производственное здание подрядным способом

Как учитываются в целях налога на прибыль затраты на приобретение аварийного нежилого здания, подлежащего сносу, с целью строительства нового здания на соответствующем земельном участке, затраты на снос такого здания, а также затраты на приобретение права долгосрочной аренды земельного участка?

Вправе ли организация принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом при продаже аварийных объектов и права долгосрочной аренды земельного участка, а также подрядчиком при проведении демонтажных работ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 мая 2013 г. N 03-03-06/1/18418

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета сумм на приобретение права долгосрочной аренды на земельный участок и аварийного нежилого здания, расположенного на данном участке и подлежащего сносу, для целей исчисления налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.

В части налога на прибыль организаций.

Согласно п. 2 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный участок не является амортизируемым имуществом.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Согласно п. 5 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 Кодекса.

Таким образом, по мнению Департамента, затраты на приобретение аварийного нежилого здания, подлежащего сносу, с целью строительства нового здания на соответствующем земельном участке, а также затраты на осуществление работ по сносу такого здания являются затратами по созданию амортизируемого имущества и формируют первоначальную стоимость нового здания.

В соответствии с п. 2 ст. 264.1 Кодекса расходами на приобретение права на земельные участки также признаются расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды.

Согласно п. 4 ст. 264.1 Кодекса правила, установленные п. 3 ст. 264.1 Кодекса, применяются также в отношении порядка признания расходов, указанных в п. 2 ст. 264.1 Кодекса, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 264.1 Кодекса.

Если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит государственной регистрации, то расходы на приобретение права на заключение такого договора аренды признаются расходами равномерно в течение срока действия этого договора аренды.

Следовательно, расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка учитываются для целей налога на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в порядке, установленном п. п. 3 и 4 ст. 264.1 Кодекса.

В части налога на добавленную стоимость.

По вопросам применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в отношении приобретенных аварийных объектов, прав долгосрочной аренды земельного участка, а также подрядных работ по демонтажу объекта следует руководствоваться нормами ст. ст. 171 и 172 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

23.05.2013