Об отсутствии оснований для применения организацией ст. 105.16 НК РФ в отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 мая 2013 г. N 03-01-18/18521

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Согласно ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Таким образом, если сделка не является контролируемой, то представление уведомления в отношении этой сделки не требуется. При этом условия признания сделок контролируемыми определены ст. 105.14 Кодекса.

Вместе с тем Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) устанавливает ряд переходных положений, определяющих особенности применения отдельных положений разд. V.1 Кодекса, в том числе ст. ст. 105.14 и 105.16 Кодекса, в 2012 г.

Так, при признании контролируемыми сделок, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ предусмотрено применение суммового критерия, который в 2012 г. составляет 3 млрд руб.

При этом п. 7 ст. 4 Закона N 227-ФЗ определено, что требование об уведомлении налоговых органов о совершенных налогоплательщиками контролируемых сделках, в соответствии со ст. 105.16 Кодекса, применяется в 2012 г. только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превысит 100 млн руб.

Таким образом, если сделка не признается контролируемой в соответствии со ст. 105.14 Кодекса (например, в случае когда сумма доходов по сделкам, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, в 2012 г. не превышает 3 млрд руб., либо по каким-либо иным основаниям), положения ст. 105.16 Кодекса в отношении таких сделок не применяются.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

23.05.2013