Вправе ли государственный (муниципальный) заказчик с 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установить в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупки о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта?

Ответ: Государственный (муниципальный) заказчик с 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не вправе установить в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупки к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок.

Согласно п. 4 ст. 43 Закона N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Положения Закона N 94-ФЗ не предусматривают права заказчика предъявлять к участникам запроса котировок требование к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта, а также не содержат норм, согласно которым такое требование могло бы быть установлено в запросе котировок. Аналогичный вывод изложен в Письме Минэкономразвития России от 06.10.2009 N Д22-923.

С 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утрачивает силу в связи с принятием Закона N 44-ФЗ.

В ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ перечислены дополнительные требования, которые Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Частью 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ закреплено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ определено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в п. п. 1 - 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), требование об отсутствии в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике запроса котировок, учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок (для юридического лица).

В п. п. 1 - 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указана следующая информация:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;

3) идентификационный код закупки;

4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как следует из изложенного, Закон N 44-ФЗ, в отличие от Закона N 94-ФЗ, предусматривает возможность установления Правительством РФ требований (а в случае их установления на уровне нормативного правового акта Правительства РФ - обязанности заказчиков по установлению их непосредственно в рамках конкретной закупки) к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта, однако лишь применительно к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Запрос котировок в Законе N 44-ФЗ применительно к полномочиям заказчиков об установлении требований к участникам закупки о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта не указан. Также не предусмотрено установление такого требования в извещении о проведении запроса котировок.

Таким образом, государственный (муниципальный) заказчик с 01.01.2014, в связи с принятием Закона N 44-ФЗ, не вправе установить в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупки о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

22.05.2013