В документации о размещении заказа установлено требование к организациям-участникам об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Вправе ли государственный (муниципальный) заказчик признать организацию (участника закупки), которой была предоставлена отсрочка по уплате налога, не соответствующей вышеуказанному требованию?

Ответ: В рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) организация - участник размещения государственного (муниципального) заказа, которой предоставлена отсрочка по уплате налога, признается не соответствующей требованию к участникам размещения заказа об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) с 01.01.2014 государственный (муниципальный) заказчик не вправе признать организацию - участника закупки не соответствующей требованию об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам, в случае если указанной организации предоставлена отсрочка по уплате налога.

Обоснование: В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается следующее обязательное требование к участникам размещения заказа: отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Согласно п. 1 ст. 61 Налогового кодекса РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

В силу п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных гл. 9 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Пунктом 8 ст. 64 НК РФ установлено, что решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Как следует из изложенного, Закон N 94-ФЗ не предусматривает неучет сумм, на которые предоставлена отсрочка по уплате налогов, при решении вопроса о соответствии организации такому требованию к участникам размещения заказа, как отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Следовательно, организация - участник размещения государственного (муниципального) заказа, которой предоставлена отсрочка по уплате налога, признается не соответствующей требованию к участникам размещения заказа об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

С 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утрачивает силу в связи с принятием Закона N 44-ФЗ.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает такое требование к участникам закупки, как отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

Следовательно, Закон N 44-ФЗ, в отличие от Закона N 94-ФЗ, прямо исключает суммы, на которые предоставлена отсрочка по уплате налогов, из расчета при рассмотрении вопроса о соответствии участника закупки требованию об отсутствии у него недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам.

Таким образом, с 01.01.2014, если организации - участнику закупки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд предоставлена отсрочка по уплате налога, заказчик не вправе признать такую организацию не соответствующей требованию к участнику закупки об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

22.05.2013