В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетное учреждение просит разъяснить: вправе ли оно будет после 01.01.2014 осуществлять за счет субсидий, предоставленных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, закупки путем проведения нескольких запросов котировок на поставку одноименных товаров на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала, если начальная (максимальная) цена каждого из контрактов не превышает пятьсот тысяч рублей?
Ответ: Бюджетное учреждение вправе после 01.01.2014 осуществлять за счет субсидий, предоставленных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, закупки путем проведения нескольких запросов котировок на поставку одноименных товаров (на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала, если начальная (максимальная) цена каждого из контрактов не превышает пятьсот тысяч рублей, при условии, что совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более чем сто миллионов рублей в год.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно ч. 3 ст. 42 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков для определения одноименности товаров, работ и услуг.
С 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Часть 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Часть 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.
Частью 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Исходя из изложенного Закон N 44-ФЗ, в отличие от Закона N 94-ФЗ, не содержит указаний на одноименные товары, работы, услуги, не приводит определения данных понятий или какие-либо ограничения, связанные с ними.
В Законе N 44-ФЗ проведение запросов котировок связывается только с тем, чтобы начальная (максимальная) цена контракта не превышала пятьсот тысяч рублей, а то, что в течение квартала размещаются иные запросы котировок на одноименные товары (товары, аналогичные по техническим и функциональным характеристикам, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми) и общая начальная (максимальная) цена всех этих контрактов превышает пятьсот тысяч рублей, не имеет значения.
Единственное ограничение - это то, чтобы совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не превышал десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлял менее ста миллионов рублей в год.
При этом отметим, что на основании п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в 2014 и 2015 гг. расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного ч. 1 ст. 30, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 2 ст. 72, п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, производится заказчиками без использования планов-графиков.
Таким образом, бюджетное учреждение вправе с 01.01.2014 осуществлять закупки путем проведения нескольких запросов котировок на поставку одноименных товаров (т. е. товаров, аналогичных по техническим и функциональным характеристикам, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми) на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала, если начальная (максимальная) цена каждого из контрактов не превышает пятьсот тысяч рублей.
Е. В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
21.05.2013