Из-за программного сбоя налоговая инспекция заблокировала расчетный счет организации по причине непредставления налоговой декларации. Однако на самом деле налоговая декларация была представлена. Может ли техническая неполадка являться обстоятельством, которое ускорит процесс разблокирования расчетного счета организации?

Ответ: Если из-за программного сбоя решение налоговой инспекции о блокировке расчетного счета организации по причине непредставления налоговой декларации уже принято, то существует определенный законодательством процесс снятия способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в виде приостановления операций по счетам в банках, ускорить который возможно лишь представлением налоговой декларации или документов, подтверждающих своевременную отправку налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи (подтверждение специализированного оператора связи и квитанция о приеме налоговой декларации налоговым органом при ее наличии).

В случае если организация располагает подтверждением специализированного оператора связи о том, что налоговая декларация была направлена посредством телекоммуникационных каналов связи в срок, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке неправомерно, его можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

Исходя из п. 4 указанной статьи решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Копии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передаются налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Пунктом 7 ст. 76 НК РФ установлено, что приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.

Таким образом, налоговый орган (руководитель или заместитель руководителя которого приняли решение о приостановлении операций по счетам в банке), не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации, обязан отменить решение о блокировании расчетного счета организации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене блокировки расчетного счета, налоговый орган обязан направить в банк решение об отмене блокировки расчетного счета организации. Блокировка расчетного счета по решению руководителя или заместителя руководителя налогового органа действует до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.

То есть банк обязан разблокировать расчетный счет организации по решению налогового органа, которое, в свою очередь, организация может получить при представлении налоговой декларации.

Обращаем внимание на то, что, в случае если решение о блокировке счета уже принято, существует определенный законодателем процесс снятия способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в виде приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, ускорить который невозможно. Можно лишь обжаловать действия налогового органа в соответствии со ст. ст. 137, 138, 139 НК РФ, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно п. 4 разд. II Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Формами документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, являются квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме и уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме, утвержденные Приказом ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.

Минфин России в Письме от 29.04.2011 N 03-02-08/49 разъясняет, что датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи, документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция о приеме.

Применительно к рассмотренной ситуации мы приходим к выводу, что, в случае если организация располагает подтверждением специализированного оператора связи о том, что налоговая декларация была направлена посредством телекоммуникационных каналов связи в срок, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке неправомерно.

Однако если решение о блокировке счета уже принято, существует определенный законодателем процесс снятия способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в виде приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, ускорить который возможно лишь представлением документов, подтверждающих своевременную отправку налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи (подтверждение специализированного оператора связи и квитанция о приеме налоговой декларации налоговым органом при ее наличии).

Е. В.Исакова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.05.2013