Организация попала в план проверок Управления Росреестра по субъекту РФ. Такая проверка проводится впервые. Что могут проверять, учитывая, что у организации помещение и земля в собственности? Может ли такая проверка повлечь привлечение организации к ответственности?

Ответ: Управление Росреестра по субъекту РФ в рамках плановой проверки может проконтролировать соблюдение организацией требований земельного законодательства. Речь идет, в частности, о выполнении требований:

- о недопущении самовольного занятия или обмена земельными участками;

- об использовании земель по целевому назначению;

- о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

- о порядке переуступки права пользования землей и иных требований по вопросам охраны и использования земель.

При обнаружении нарушений Управление Росреестра по субъекту РФ может привлечь организацию к административной ответственности по ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. ст. 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка), 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, государственный земельный надзор, то есть деятельность, направленную, в частности, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок юридических лиц (п. п. 1, 2 ст. 71 Земельного кодекса РФ, п. 1, пп. 5.1.14, 5.24 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

Согласно п. 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, Росреестр и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Учитывая изложенное, Управление Росреестра по субъекту РФ в рамках плановой проверки может проконтролировать соблюдение организацией требований земельного законодательства, в частности выполнение требований о недопущении самовольного занятия или обмена земельными участками, об использовании земель по целевому назначению; соблюдение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков, порядка переуступки права пользования землей и иных требований по вопросам охраны и использования земель.

Порядок, сроки и последовательность действий при проведении проверок органами Росреестра определены Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.06.2011 N 318 (далее - Административный регламент).

Проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок (п. п. 3.3, 3.18 - 3.23 Административного регламента).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах организации сведения, а также состояние используемых ею при осуществлении деятельности территорий и принимаемые ею меры по исполнению обязательных требований. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (п. п. 3.24, 3.25 Административного регламента).

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения госинспекторами по охране и использованию земель из органа Росреестра, а также ознакомления организации с распоряжением руководителя (заместителя руководителя) органа Росреестра о назначении проверки и полномочиями проверяющих. Заверенная копия распоряжения о проведении проверки вручается представителю организации (п. п. 1.4, 1.5, 3.27, 3.31 Административного регламента).

Согласно п. 3.34 Административного регламента при проведении выездной проверки проверяющие производят обмер границ земельного участка, составляют фототаблицу, схематический чертеж земельного участка и иные документы, подтверждающие соблюдение (нарушение) земельного законодательства.

Предметом документарной проверки являются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими предписаний об устранении нарушения земельного законодательства. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа Росреестра (п. п. 3.18, 3.19 Административного регламента).

При обнаружении нарушений Управление Росреестра по субъекту РФ может привлечь организацию к административной ответственности по ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. ст. 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка), 8.8 КоАП РФ (ст. 23.21 КоАП РФ).

А. В.Зацепин

Издательство "Главная книга"

20.05.2013