ООО получило информационное письмо из налогового органа, в котором сообщается, что размер чистых активов общества за 2010, 2011, 2012 гг. составил сумму ниже минимального уровня уставного капитала, в связи с чем общество, согласно п. 4 ст. 90 ГК РФ и п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", подлежит ликвидации. В случае отказа от добровольной ликвидации налоговая инспекция как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, будет вынуждена принять меры по ликвидации общества в судебном порядке (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и п. 1 ст. 57 Федерального закона N 14-ФЗ)

При этом в указанные периоды общество имело прибыль, своевременно представляло налоговую отчетность и уплачивало налоги в бюджет. Правомерны ли требования налогового органа о ликвидации ООО?

Ответ: Обращение налогового органа в суд с требованием о ликвидации ООО, в случае если в течение нескольких лет размер чистых активов ООО менее суммы минимального размера уставного капитала, правомерно, однако это не влечет за собой безусловную ликвидацию данного юридического лица.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 90 Гражданского кодекса РФ уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости долей, приобретенных его участниками.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Согласно п. 4 указанной статьи, если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного Законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 14-ФЗ общество вправе, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом N 14-ФЗ, обязано уменьшить свой уставный капитал.

Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу.

Общество не вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии с Законом N 14-ФЗ на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, а в случаях, если в соответствии с Законом N 14-ФЗ общество обязано уменьшить свой уставный капитал, на дату государственной регистрации общества.

Уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества должно осуществляться с сохранением размеров долей всех участников общества.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что в течение трех рабочих дней после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление об уменьшении его уставного капитала.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Закона N 14-ФЗ общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Согласно п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право предъявлять в арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Статья 61 ГК РФ регулирует непосредственно ликвидацию юридического лица.

Так, в соответствии с п. 1 указанной статьи ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно п. 2 указанной статьи юридическое лицо может быть ликвидировано в том числе по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В силу п. 3 данной статьи требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Из совокупности представленных выше норм мы приходим к следующему выводу. Законодатель наделяет налоговый орган в рассматриваемом случае правом для обращения в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Однако суды при рассмотрении данных дел учитывают всю совокупность обстоятельств, в том числе является ли нарушение неустранимым и затрагивает ли данное нарушение права иных лиц (в том числе кредиторов). То есть суд при рассмотрении конкретного дела может прийти как к выводу о том, что ликвидация юридического лица необходима, так и к противоположному выводу.

Так, иски о ликвидации не были удовлетворены в ситуациях, рассмотренных, к примеру, в Постановлениях ФАС Центрального округа от 20.06.2011 по делу N А08-4882/2010-23, ФАС Поволжского округа от 31.03.2011 по делу N А55-14459/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.08.2009 N Ф04-4916/2009(12777-А75-45).

К противоположному выводу пришел, в частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.09.2009 N А19-2697/09. В данном деле суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что ответчиком принимаются меры для устранения нарушений требований ст. 20 Закона N 14-ФЗ (в ранее действовавшей редакции).

Таким образом, обращение налогового органа в суд с требованием о ликвидации юридического лица правомерно, однако это не влечет за собой безусловную ликвидацию данного юридического лица.

Е. В.Исакова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.05.2013