Учредители приняли решение о ликвидации организации, назначена ликвидационная комиссия. В регистрирующий орган ликвидатор обратился с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица на основании непредставления необходимых документов, так как ликвидационный баланс не был прошит и пронумерован. Правомерен ли данный отказ по указанному основанию?
Ответ: Отказ регистрирующего органа правомерен, так как если ликвидационный баланс не прошит и не пронумерован, то он будет считаться ненадлежащее оформленным, что является основанием для признания данного ликвидационного баланса не представленным для государственной регистрации ликвидации организации.
Обоснование: Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется ликвидационный баланс.
На основании п. п. 1.1 и 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных Законом N 129-ФЗ и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом N 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно п. 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденные Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, закрепляют, что каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.
Таким образом, документы, представляемые на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица, должны быть оформлены надлежащим образом.
В судебной практике имеются аналогичные ситуации, так, например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.07.2010 N А53-25636/2009 рассматривалось дело о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, так как ликвидационный баланс был оформлен ненадлежащим образом, суд указал, что законодательство, регламентирующее регистрацию юридических лиц, не содержит положений, обязывающих принимающих документы должностных лиц сообщать о тех или иных нарушениях, допущенных в представляемых на регистрацию документах. Не содержит законодательство и норм, позволяющих приостановить регистрацию в целях устранения каких-либо нарушений. Суд пришел к выводу, что представление ненадлежащим образом оформленного ликвидационного баланса является непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, что также не препятствует заинтересованным лицам вновь обратиться с заявлением о регистрации после устранения соответствующих нарушений.
Схожие выводы имеются в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2010 N А33-3295/2010.
Таким образом, если ликвидационный баланс не прошит и не пронумерован, он будет считаться ненадлежаще оформленным, что будет основанием для признания данного ликвидационного баланса не представленным для государственной регистрации, а следовательно, последует отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Е. Д.Носкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
16.05.2013