Российская организация ввезла на таможенную территорию Таможенного союза в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал организации с иностранными учредителями автомобиль. При помещении автомобиля под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления организация внесла обеспечение уплаты таможенных платежей в виде денежного залога. В настоящее время она выполнила все условия для предоставления льгот по уплате таможенных платежей: закончила процедуру формирования уставного капитала за счет дополнительных вкладов в иностранного инвестора с регистрацией в установленном порядке, автомобиль поставила на баланс организации в качестве основного фонда. Организация обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате денежного залога. Однако таможенный орган отказал в возврате, указав, что возврат денежного залога в течение пяти лет невозможен в принципе, что только по истечении пяти лет возможен возврат денежного залога. Правомерна ли позиция таможенного органа?

Ответ: Если российская организация ввезла на таможенную территорию Таможенного союза в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал организации с иностранными учредителями автомобиль, а в настоящее время организацией выполнены все условия для предоставления льгот по уплате таможенных платежей (закончена процедура формирования уставного капитала за счет дополнительных вкладов в иностранного инвестора с регистрацией в установленном порядке, автомобиль поставлен на баланс организации в качестве основного фонда) и она обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате денежного залога, то при наличии у таможенного органа оснований полагать, что организация может не выполнить условия предоставления льгот, отказ таможенного органа в возврате денежного залога является правомерным.

Тем не менее позиция таможенного органа о принципиальной невозможности возврата денежного залога до истечения пяти лет со дня выпуска товаров является ошибочной, поскольку при такой позиции таможенного органа организация, освобожденная от уплаты таможенных платежей, фактически производит уплату таможенных платежей в виде обеспечения и 5 лет лишена возможности пользоваться в своей экономической деятельности, как правило, значительной для нее денежной суммой.

Обоснование: На основании п. 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Порядок), товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

Нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим порядок и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, является Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883).

В соответствии с п. 1 Постановления N 883 товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

не являются подакцизными;

относятся к основным производственным фондам;

ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Подпунктом "а" п. 1 Приказа ФТС России от 12.07.2010 N 1315 "Об условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций" (далее - Приказ ФТС России N 1315), действующим в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле, установлено, что в целях обеспечения контроля применения законодательства Российской Федерации в части обоснованности предоставления таможенными органами льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при ввозе на территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций на основании ст. ст. 85 и 200 Таможенного кодекса Таможенного союза начальникам таможен необходимо обеспечить условный выпуск товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставные (складочные) капиталы организаций с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при условии обеспечения уплаты условно начисленной ввозной таможенной пошлины.

Подпунктом "в" п. 1 Приказа ФТС России N 1315 начальникам таможен приказано обеспечить осуществление возврата обеспечения уплаты условно начисленной ввозной таможенной пошлины в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ.

В настоящее время порядок осуществления возврата обеспечения уплаты условно начисленной ввозной таможенной пошлины в виде денежного залога установлен п. 6 ст. 85, ст. ст. 89 - 90 ТК ТС, ст. 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).

Статьей 145 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей.

Согласно ст. 149 Федерального закона N 311-ФЗ возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляются при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом.

При выполнении декларантом условий Постановления N 883 с момента исполнения обеспеченных залогом обязательств (формирования уставного капитала за счет дополнительных вкладов в иностранного инвестора с регистрацией в установленном порядке, постановки на баланс организации в качестве основных фондов) соответствующая обязанность декларантом исполнена.

Однако обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть в будущем и только в течение пяти лет со дня выпуска товаров, если организацией будут нарушены условия Постановления N 883, Порядка.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта по истечении пяти лет со дня выпуска товаров.

Таким образом, в течение 5 лет, установленных пп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС, обязательство по уплате таможенных платежей не возникнет, если не будут нарушены условия Постановления N 883, Порядка.

В соответствии с п. 4 Порядка обязательство по уплате таможенных платежей возникнет:

- в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин;

- при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин;

- при передаче таких товаров во временное пользование.

То есть если иностранный учредитель не выйдет из состава учредителей и организация не передаст товар сторонней организации, обязанность по уплате таможенных платежей у организации не возникнет.

Таможенное законодательство не предусматривает обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем.

Возврат денежного залога не является препятствием для проведения в дальнейшем в отношении декларанта мероприятий таможенного контроля с целью выявления возможного нецелевого использования товара и в случае обнаружения в рамках таможенного контроля такой ситуации применить возникающие из данного обстоятельства последствия.

В целях возврата обеспечения обязательств должны быть исполнены условия предоставления льготы по уплате таможенной пошлины, то есть должна быть закончена процедура формирования уставного капитала за счет дополнительных вкладов иностранного инвестора (при этом изменения должны быть зарегистрированы в установленном порядке), оборудование должно быть поставлено на баланс организации в качестве основных фондов.

Таким образом, под исполнением обеспеченных обязательств согласно п. 6 ст. 85 ТК ТС понимается исполнение импортером (его учредителями) обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества.

Постановлением ФАС Центрального округа от 04.02.2010 по делу N А09-3462/2009 разъяснено, что определяющее значение имеет факт целевого назначения товара, ввезенного как вклад в уставный капитал, а не сам процесс его использования от начала и до конца. Это обстоятельство не может рассматриваться как длящееся, а его исполнение - как допускающее постоянный контроль со стороны таможенного органа за целевым использованием товара без возврата денежного залога.

Возможность возврата обеспечения уплаты таможенной пошлины после окончания процедуры формирования уставного капитала подтверждается также Постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 26.08.2010 по делу N А32-48373/2009 и ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2009 по делу N А17-3996/2008.

Аналогичной позиции придерживаются и другие судебные органы (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2012 по делу N А31-3342/2011, ФАС Московского округа от 13.11.2010 N КА-А40/13735-10 по делу N А40-25687/10-119-115).

Таким образом, пятилетний срок, на который ссылается таможенный орган, является сроком, в течение которого обязанность по уплате таможенных платежей может лишь возникнуть, если организация нарушит условия предоставления льгот.

И, соответственно, указанная обязанность не возникнет, если организация является добропорядочной и в течение пяти лет будет выполнять условия предоставления льгот (не будет передавать товар во временное пользование другим лицам, не будет совершать сделки с товаром, предусматривающие переход права собственности на товары).

Представляется целесообразным в данном случае применение ч. 6 ст. 137 Федерального закона N 311-ФЗ, в котором определены критерии благонадежности предприятия. Признаками неблагонадежности являются:

- осуществление декларантом внешнеэкономической деятельности менее одного года;

- неисполненные декларантом требования по уплате таможенных платежей;

- привлечение декларанта в течение одного года до обращения в таможенный орган к административной ответственности по ст. 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

- иные случаи, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены.

Таким образом, по нашему мнению, при наличии у таможенного органа оснований полагать, что организация может не выполнить условия предоставления льгот, отказ таможенного органа в возврате денежного залога является правомерным.

Тем не менее позиция таможенного органа о принципиальной невозможности возврата денежного залога до истечения 5 лет является ошибочной. Такое толкование закона нарушает в данном случае сам смысл льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, установленной Постановлением N 883, Порядком Комиссии Таможенного союза N 728: предприятие освобождено от уплаты таможенных платежей, но фактически производит уплату таможенных платежей в виде обеспечения и 5 лет лишено возможности пользоваться в своей экономической деятельности значительной для него денежной суммой.

П. А.Лесников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

16.05.2013