Автономное учреждение

(Отнюкова Г. Д.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 3) Текст документа

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. Д. ОТНЮКОВА

Галина Дмитриевна Отнюкова, кандидат юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права МГЮА.

Вступил в силу Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - ФЗ об АУ). Этот Закон затрагивает интересы огромного числа работников сфер образования, науки, культуры, всех, кто трудится, получая заработную плату за счет средств бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов. Понятно беспокойство этих людей за судьбы свои и своих организаций, которое высказывалось при обсуждении законопроекта о создании автономных учреждений. К чести наших законодателей следует отметить, что большинство высказанных в процессе этих обсуждений замечаний и рекомендаций учтено при окончательной работе над законопроектом. Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся правового статуса и деятельности автономных учреждений.

Что такое автономное учреждение?

В проекте Закона, принятом в первом чтении, отсутствовало понятие автономного учреждения. В ст. 2 законопроекта содержалась лишь общая характеристика автономного учреждения как юридического лица. Принятый Закон дает следующее понятие автономного учреждения: это некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (ст. 2 Закона). Из буквального смысла этого определения вроде бы следует, что речь идет только об органах государственной и муниципальной власти, реализующих функции управления в соответствующих сферах и действующих в качестве юридических лиц - автономных учреждений. Однако это не так. Из анализа ФЗ об АУ далее следует, что автономные учреждения - это не органы власти, а подведомственные им организации культуры, образования, науки, здравоохранения и др., которые осуществляют образовательную деятельность, лечат людей, обеспечивают доступ граждан к культурным ценностям. И задачей Закона является определение правового статуса автономных учреждений, основ управления ими, отношений с их учредителями, с участниками гражданского оборота. Отметим, что предмет деятельности автономных учреждений и учреждений, не обладающих статусом автономных (ими являются бюджетные организации), может совпадать - это сфера оказания социально значимых услуг гражданам, реализующим свои конституционные права, в том числе на бесплатное общее, среднее профессиональное, высшее (в последнем случае - на конкурсной основе) образование в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 43 Конституции РФ). Бюджетный кодекс РФ, ГК <1> различают бюджетные и автономные государственные или муниципальные учреждения. -------------------------------- <1> В связи с принятием ФЗ "Об автономных учреждениях" в Бюджетный, Гражданский кодексы и ряд других законов внесены изменения // Российская газета. 2006. 8 ноября.

Говоря о соотношении бюджетных и автономных учреждений, отметим, что круг бюджетных организаций шире: не всякое бюджетное учреждение может быть преобразовано в автономное. В автономное преобразуются учреждения, которые наряду с услугами, осуществление которых финансируется из бюджета (в сфере науки, здравоохранения, образования и др.), способны оказывать те же услуги населению, но за плату на основе гражданско-правовых договоров об оказании услуг. Например, органы государственной и муниципальной исполнительной власти, создаваемые для осуществления управленческих функций, являются одновременно юридическими лицами - бюджетными учреждениями, преобразование которых в автономные учреждения противоречило бы их назначению - выступать в качестве органов власти, регулирующих и контролирующих деятельность подведомственных учреждений. И, напротив, учреждения культуры, искусства, образования и др., непосредственно оказывающие услуги гражданам, и сейчас в установленном порядке, под жестким контролем государства за расходованием средств, предоставляют эти услуги за плату. Преобразование в автономные учреждения многими из них рассматривается как благо: автономный режим деятельности позволяет выйти из-под прессинга государства, зарабатывать и расходовать средства самостоятельно, а не по утвержденной органом власти смете. В силу ст. 161 БК РФ организации, наделенные государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, признаются бюджетными организациями. Бюджетный кодекс определяет бюджетные учреждения как организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ч. 1 ст. 161 БК). С позиций БК РФ все государственные учреждения (как бюджетные, так и автономные) и даже предприятия осуществляют деятельность по предоставлению государственных или муниципальных услуг на основе установленных им заданий по предоставлению услуг (ст. 176). В подзаконных актах мы встречаемся с термином "государственные услуги" применительно к деятельности органов власти. Например, в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <2> установлено, что федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствующей сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг (п. 5 Указа). -------------------------------- <2> Российская газета. 2004. 12 марта.

В связи с этим необходимо различать: 1) государственные услуги органов власти и 2) услуги подведомственных им учреждений, которые по терминологии БК также являются государственными. Первые оказываются от имени государства, и за их осуществление взимаются в бюджет пошлина, сбор, иные платежи, поступающие, как правило, в бюджет (например, пошлина за услуги Федеральной регистрационной службы). Государственные и муниципальные учреждения оказывают услуги от своего имени. При этом выделим услуги в рамках установленного для них государством задания, например задания (контрольных цифр) по набору студентов на бесплатное обучение. Указанные услуги предоставляются гражданам частично за плату (например, при посещении ими музеев) или бесплатно (бесплатное образование). Оказание таких услуг на основе заданий финансируется из соответствующего бюджета. Сверх этих заданий услуги могут предоставляться на платной основе. Средства в виде платы за услуги от граждан поступают в распоряжение учреждений и используются с лицевых счетов бюджетных учреждений и расчетных счетов автономных. Бюджетное и автономное учреждение различаются, прежде всего, по способу финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем. Деятельность бюджетных учреждений, связанная с выполнением заданий учредителя, финансируется по смете. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов (п. 6 ст. 161 БК РФ). Смета утверждается не самим учреждением, а органом государственной или муниципальной власти, выступающим распорядителем бюджетных средств. Расходование средств строго по смете, конечно, сковывает инициативу организации. Орган власти - распорядитель бюджетных средств утверждает смету на основе установленного им задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат (п. 4 ст. 159 БК РФ). Автономному учреждению смета не утверждается. Средства для осуществления деятельности автономного учреждения по выполнению задания государства выделяются в виде субсидий и субвенций из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных, не запрещенных федеральными законами источников (ч. 4 ст. 4 ФЗ об АУ), т. е. бюджетные средства общей суммой без распределения по статьям затрат. Это, безусловно, свидетельствует о большей степени самостоятельности в планировании и использовании бюджетных средств автономных учреждений по сравнению с бюджетными. Порядок определения заданий по предоставлению государственных услуг для бюджетных и автономных учреждений, планирования объемов финансирования из средств бюджетов для этих целей в общем виде урегулирован Бюджетным кодексом РФ (ст. ст. 159 - 161, 176 - 178), а для бюджетных учреждений также другими законами (например, Законом РФ "Об образовании") и подзаконными актами. Автономные учреждения - новый институт. Поэтому условия и порядок формирования заданий учредителя и порядок его финансового обеспечения будут определены дополнительно подзаконными актами: в отношении федеральных автономных учреждений - Правительством РФ. Закон об АУ на этот счет говорит лишь о факторах, которые необходимо учитывать при планировании объемов финансового обеспечения выполнения заданий государства, установленных автономному учреждению (такие как затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем, или созданным, или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества; расходы на уплату налогов на имущество, включая земельные участки; расходы на развитие автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке (ч. 3 ст. 4 Закона об АУ)). На основе изложенного можно предложить следующее понятие: автономное учреждение - это государственная или муниципальная некоммерческая организация, созданная компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления для оказания социально-культурных услуг по заданию собственника и за его счет (полностью или частично) и финансируемая в этих целях из бюджета, а также осуществляющая деятельность по оказанию платных услуг на основе гражданско-правовых договоров, доходы от которой поступают в ее самостоятельное распоряжение и не учитываются в качестве доходов соответствующих бюджетов.

Автономные и другие учреждения

Итак, государственные и муниципальные учреждения могут быть бюджетными и автономными. Помимо государственных и муниципальных могут существовать также частные учреждения. Возможность возникновения частных учреждений до внесения в ГК (ст. 120) и ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменений прямо не предусматривалась, хотя и не утверждалось, что учреждения могут быть исключительно государственными или муниципальными. Частное учреждение может создаваться гражданином или юридическим лицом, государственное или муниципальное - соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Все эти учреждения относятся к одной организационно-правовой форме юридического лица, составляя разновидности учреждений в рамках этой правовой формы. Можно выделить общие признаки, которые позволяют законодателю регулировать их статус и деятельность в рамках одной организационно-правовой формы: 1. Создаются одним учредителем - собственником в качестве некоммерческой организации со специальной правоспособностью. 2. Собственник закрепляет за ним имущество, на которое им принадлежит производное от собственности вещное право - право оперативного управления. Обладая указанным правом, учреждения владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и его назначением (п. 1 ст. 296 ГК). Собственником имущества государственного или муниципального учреждения являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование (в зависимости от того, кто из них создал учреждение). 3. Доходы, полученные учреждением от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (если они имеют право заниматься таковой), поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК). 4. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником для приобретения этого имущества (такое же право есть у собственника в отношении казенных предприятий). Изъятие имущества учреждения, приобретенного им за счет предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, не допускается. Автономное учреждение не является разновидностью автономной некоммерческой организации в смысле ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. Автономная некоммерческая организация является собственником своего имущества и создается по решению граждан и (или) юридических лиц. А автономное учреждение даже на свои доходы не приобретает право собственности, имущество принадлежит ему на праве оперативного управления, а создается автономное учреждение по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления. От частного учреждения автономное отличается, прежде всего, по форме собственности, на базе которой функционирует, - имущество частного учреждения является объектом права частной собственности учредителя (гражданина или юридического лица), а имущество автономного, равно как и бюджетного, - принадлежит на праве собственности государству или муниципальному образованию, в зависимости от того, кто из них является учредителем.

Совпадает ли правоспособность автономного и бюджетного учреждения?

Отметим, что правоспособность любой некоммерческой организации является специальной. Они создаются для реализации строго определенных целей и задач. Автономное учреждение - некоммерческая организация, поэтому совершаемые сделки с имуществом должны соответствовать целям ее деятельности. Любое учреждение имеет имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное им за счет средств, выделенных ему собственником. Это, прежде всего, здания, оборудование, приборы, книжный фонд, оргтехника и пр. Так вот, бюджетное учреждение вообще не вправе отчуждать такое имущество, например, продать коммерческой организации, даже с согласия собственника, или иным способом распоряжаться им (п. 1 ст. 298 ГК). Отметим, что в целях финансовой поддержки отдельных бюджетных организаций специальным законодательством им было разрешено с согласия собственника сдавать имущество (в частности, помещения) в аренду. Доходы, полученные от сдачи имущества - объектов федеральной собственности в аренду организациями культуры и искусства, здравоохранения, науки, архивными, образовательными учреждениями, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов учреждений. Эти средства, отраженные на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, направляются на их содержание сверх сумм расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование деятельности бюджетных учреждений (ст. 33 ФЗ от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" <3>). -------------------------------- <3> Российская газета. 2006. 22 декабря.

Правоспособность автономного учреждения шире. В составе имущества, закрепленного за автономным учреждением, выделяются: 1) объекты недвижимости; 2) особо ценное движимое имущество (виды такого имущества определяются в порядке, установленном Правительством РФ). Автономное учреждение в силу ст. 298 ГК, ст. 3 Закона об АУ вправе с согласия собственника распоряжаться этим имуществом (напомним, что ГК запрещает бюджетному учреждению совершение таких сделок в принципе). При этом средства, полученные от продажи, аренды закрепленного за автономным учреждением имущества на праве оперативного управления, в доходах бюджетов не учитываются (ст. ст. 42, 43 БК РФ), поступают и используются с расчетных счетов в кредитных организациях (а не с лицевых счетов территориальных подразделений Федерального казначейства, как это установлено для доходов от аренды бюджетных учреждений). Если автономное учреждение имущество в аренду не сдает, оно получает средства из бюджета на содержание этого имущества в виде субсидий, субвенций. При сдаче имущества в аренду финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (п. 3 ст. 4 Закона об АУ). Сделки, совершенные автономным учреждением без согласия учредителя (в тех случаях, когда этого требует закон), являются недействительными (ничтожными) в силу ст. 168 ГК. Обратим внимание, что отчуждение, например, здания в частную собственность не исключается, но только с согласия собственника. Такая сделка является по сути приватизацией, но таким ее видом, на которую ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется (ст. 3 Закона о приватизации). Получается, что приватизация имущества учреждений в плановом порядке - на основе программы (прогнозного плана) приватизации (как это предусмотрено Законом о приватизации) не производится, но в принципе это возможно даже в отношении зданий - их самого ценного имущества - с согласия собственника. Предварительно такой вопрос рассматривается по предложению руководителя автономного учреждения наблюдательным советом учреждения, который дает (или нет) по нему рекомендацию. Отрицательная рекомендация не является препятствием для отчуждения имущества руководителем с согласия собственника. В целях охраны интересов государства, трудового коллектива учреждения следовало бы вопрос об отчуждении объектов недвижимости (с согласия собственника) отнести к компетенции коллегиальных органов управления учреждения - применительно к вузам, к компетенции Ученого совета и наблюдательного совета. Такой жизненно важный вопрос для трудового коллектива нельзя решать единолично, пусть и с согласия собственника. Движимым имуществом, не относящимся к особо ценному, а также всем остальным имуществом автономное учреждение распоряжается самостоятельно. Остальное имущество - это закрепленное за ним собственником имущество (кроме указанных выше двух видов объектов), а также доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, и объекты, приобретенные за счет этих доходов. Этим имуществом автономное учреждение распоряжается самостоятельно, не испрашивая согласия собственника. Исключение составляет распоряжение путем вклада в имущество других юридических лиц в качестве их учредителя, участника. Указанные действия допускаются только с согласия учредителя (п. 6 ст. 3 Закона об АУ). Если в отношении имущества, которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, его руководитель намерен совершить крупную сделку, он должен получить одобрение этой сделки у наблюдательного совета. Акт одобрения принимается в форме решения, которое является для руководителя обязательным. Крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, распоряжением имуществом, если цена сделки либо стоимость отчуждаемого или приобретаемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ. Уставом учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки. Совершенная без одобрения наблюдательного совета крупная сделка является оспоримой - она может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя (ст. 15 ФЗ об АУ). Однако суд признает ее недействительной только в случае, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом. Такие же последствия наступают при совершении так называемых сделок с заинтересованностью (если, например, контрагентом учреждения является сам его руководитель, его заместитель, член наблюдательного совета или их близкие родственники, перечисленные в п. 3 ст. 16 ФЗ об АУ) без предварительного одобрения сделки наблюдательным советом. При этом надо иметь в виду, что любая сделка, если она противоречит специальной правоспособности автономного учреждения, является ничтожной (ст. 168 ГК).

Доходы учреждения

Подчеркнем, что доходы автономного учреждения от платных услуг и от разрешенного использования государственного и муниципального имущества не планируются собственником как источник доходов соответствующего бюджета. В отношении этих доходов автономное учреждение не является участником бюджетного процесса в качестве получателя бюджетных средств. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права требовать от автономного учреждения: представления бюджетной заявки для планирования доходов и расходов за счет доходов учреждения (таковая представляется только в целях выделения бюджетных средств для выполнения установленного задания); зачисления средств доходов на единый счет бюджета; расходования средств с лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства. С лицевого счета используются только средства, полученные из бюджета для выполнения государственного задания. Отметим, что при этом собственником средств - доходов, а также имущества, приобретенного на эти средства, является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Именно в таком смысле о соотношении права собственности (гражданского права) и публичного (бюджетного) права говорит п. 9 ст. 2 Закона об АУ: "Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества". Денежные средства, заработанные автономным учреждением в результате предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности, а также от использования имущества расходуются им с расчетных счетов, открытых в кредитных организациях. Выбор кредитных организаций осуществляется по согласованию с наблюдательным советом - коллегиальным органом управления автономным учреждением, создаваемым в порядке, предусмотренном ФЗ об АУ. По итогам рассмотрения наблюдательным советом предложения руководителя АУ по данному вопросу совет дает заключение. На основе этого заключения руководитель учреждения принимает решение (п. 3 ст. 11 ФЗ об АУ). Однако, как следует из анализа ст. 11 ФЗ об АУ, заключение наблюдательного совета, в отличие от таких его актов, как решения, не является обязательным для руководителя учреждения. Не предусматривает Закон и последствий неучета мнения наблюдательного совета, выраженного в заключении. При необходимости автономное учреждение имеет право получать кредиты и займы. Если при этом сделка займа, кредита является крупной, необходимо получить одобрение наблюдательного совета. Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты, займы (п. 8 ст. 161 БК РФ). Даже унитарные предприятия совершают заимствования по согласованию с собственником его имущества объема и направлений использования привлекаемых средств (ст. 24 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Общим условием законности заимствования АУ является соответствие цели сделки специальной правоспособности АУ.

Право автономного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность

Основной интерес действующих бюджетных организаций в преобразовании их в автономные учреждения заключается в возможности оказывать услуги, относящиеся к их основной уставной деятельности (научной, образовательной и пр.), за плату и использовать полученные средства на развитие основной деятельности, в том числе на достойную заработную плату сотрудников. При этом учреждение совершенно самостоятельно в определении направлений использования доходов (соответствующих уставным целям), соотношений распределения использования средств на стимулирование труда работников, совершенствование процесса оказания услуг и выполнения работ, приобретение оборудования, например лабораторного, ремонт помещений и пр. При этом традиционный для бюджетных организаций контроль за использованием средств со стороны органов финансового контроля, например вышестоящего государственного органа - распорядителя бюджетных средств, в отношении автономных учреждений осуществляется только в отношении бюджетных средств, выделенных для исполнения государственного задания. Как мы отмечали выше, доходы, полученные автономным учреждением от оказания платных услуг, бюджетными средствами не являются. В результате преобразований выиграют прежде всего учреждения с квалифицированным кадровым составом, прочной материальной базой, грамотной кадровой политикой, востребованностью услуг, честным руководителем, болеющим за дело процветания учреждения. И, напротив, трудовому коллективу и организации в целом не повезет, если победят корысть и несправедливость в распределении заработанных коллективом средств. Уставная деятельность некоммерческой организации в виде оказания услуг за плату не является предпринимательской деятельностью: организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Члены трудового коллектива - работники, а не участники организации, а расходы на заработную плату - затраты, которые входят в себестоимость оказываемых услуг.

Правовые формы оказания платных услуг

Основной правовой формой, используемой во взаимоотношениях автономного учреждения и потребителя его услуг, является договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК). Например, в этой статье прямо упоминаются медицинские, образовательные услуги. Любые услуги, которым не посвящены отдельные главы ГК, охватываются регулированием нормами гл. 39 ГК. Найдут также применение договоры о выполнении работ (договор подряда). В силу п. 6 ст. 4 ФЗ об АУ автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. В некоторые учреждения высшего профессионального образования можно поступить даже за плату только на конкурсной основе. Соответственно, порядок заключения договоров между вузом и студентом регулируется специальным законодательством об образовании. Сама договорная конструкция об оказании услуг каждому гражданину как клиенту, пациенту и на одинаковых условиях является публичным договором. Правда, в соответствии со ст. 426 ГК услуги на основе публичного договора оказывают только коммерческие организации. Полагаем, что потребности практики развития деятельности по оказанию услуг некоммерческими организациями могут потребовать и изменения ст. 426 ГК указанием на возможность реализации услуг по публичному договору также и некоммерческими организациями. Кроме основной деятельности, собственно, для чего автономное учреждение и было создано, оно вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе (п. 7 ст. 4 ФЗ об АУ). Если эти виды деятельности носят систематический характер и подпадают под перечень, предусмотренный ст. 24 Закона о некоммерческих организациях (например, отвечающее целям создания организации производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг), такая деятельность признана указанным Законом предпринимательской (ФЗ об АУ вообще не оперирует понятием "предпринимательская деятельность").

Как образуется автономное учреждение?

Автономное учреждение создается в качестве нового юридического лица или образуется путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Изменение типа бюджетного учреждения на автономное не допускается до утверждения порядка определения особо ценного движимого имущества (ст. 20 ФЗ об АУ). Изменение типа учреждения не является реорганизацией (это специально подчеркивается в п. 14 ст. 5 ФЗ об АУ), преобразование здесь происходит в рамках одной организационно-правовой формы - учреждения. Новое юридическое лицо при этом не появляется. Соответственно, новое автономное учреждение регистрируется в установленном порядке в качестве юридического лица, а при изменении типа учреждения - вносятся изменения в его устав. К сожалению, когда речь идет об изменении типа учреждения - бюджетного на автономное, ФЗ об АУ оперирует терминологией, применяемой обычно к реорганизации. Напомним, что юридические лица в соответствии с ГК образуются путем создания или реорганизации. Одним из видов реорганизации юридических лиц является преобразование, сущность которого заключается в прекращении одного и возникновении другого юридического лица с правопреемством. При этом изменяется организационно-правовая форма юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК). Способ образования (создание или реорганизация) указывается, наряду с другой информацией о юридическом лице, в Едином государственном реестре юридических лиц. В ФЗ об АУ говорится о создании автономного учреждения путем учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 5 ФЗ об АУ). В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона "решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни". Между тем, коль скоро изменение типа учреждения сам законодатель не признает реорганизацией, правильнее было бы говорить о преобразовании бюджетного учреждения в автономное в рамках одной организационно-правовой формы. Соответственно надо различать преобразование как вид реорганизации с изменением организационно-правовой формы юридического лица (например, о таком преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение говорит ст. 34 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) и преобразование без изменения организационно-правовой формы. Например, преобразование казенного предприятия в предприятие с правом хозяйственного ведения рассматривается указанным Законом как изменение вида предприятия, не являющееся реорганизацией (п. 4 ст. 29 Закона). Аналогичным образом не относится к реорганизации преобразование закрытого акционерного общества в открытое и наоборот (ст. 68, п. 2 ст. 97 ГК). Имеются и другие некорректные формулировки ФЗ. Так, п. 9 ст. 5 определяет содержание решения о создании автономного учреждения путем изменения его типа: в нем указываются сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения. Учредитель создает организацию, а при преобразовании в рамках одной организационно-правовой формы этого не происходит. Бюджетное учреждение уже существует. Решается вопрос лишь об изменении его типа. Поэтому правильнее было бы говорить о содержании решения о преобразовании учреждения и о том органе власти, в компетенцию которого входит это решение (а не об учредителе); указываются сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимости и особо ценного движимого имущества. Имущество закрепляют за вновь создаваемым юридическим лицом. В случае изменения типа учреждения имущество не закрепляется, а сохраняется за учреждением. При обсуждении проекта Закона многие высказывали опасение, что не все имеющееся у бюджетного учреждения имущество будет сохранено за ним, когда будет изменен его тип на автономное учреждение. В Законе этот вопрос решен следующим образом. Не допускается изъятия или уменьшения имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением (п. 11 ст. 5 ФЗ об АУ). Что касается заработанных в результате осуществления приносящей доходы деятельности средств и приобретенного за счет этих средств имущества, они находятся в самостоятельном распоряжении бюджетного учреждения (п. 2 ст. 298 ГК) и, соответственно, продолжают оставаться в их распоряжении при изменении типа учреждения.

Имеет ли юридическое значение отнесение преобразования бюджетного учреждения к изменению типа организации, не относящегося к реорганизации?

При реорганизации создается новое юридическое лицо. Для трудовых отношений это означает переоформление трудовых договоров работников с новым работодателем. При отказе работника от продолжения работы трудовой договор с ним расторгается (п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Изменение типа учреждения повлечет лишь изменение записи в трудовой книжке работника указанием на изменение типа учреждения. Как нами уже указывалось, не надо регистрировать в налоговых органах новую организацию. Вносятся лишь изменения в учредительные документы. При реорганизации в форме преобразования лицензия на вид лицензируемой деятельности переоформляется (ст. 11 ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). При изменении типа учреждения переоформления лицензии не требуется: автономное учреждение продолжает свою деятельность на основе ранее выданной лицензии. Сохраняют юридическую силу и другие разрешительные документы, ранее выданные бюджетному учреждению до окончания срока их действия, в частности имеющее особое значение для образовательных учреждений свидетельство о государственной аккредитации учреждения (п. 12 ст. 5 Закона об АУ). Надо отметить, что, хотя изменение типа учреждения и не является реорганизацией, все же применяются некоторые правила о реорганизации: Закон говорит о применении п. п. 1 и 2 ст. 60 ГК об обязанности учредителя письменно извещать кредиторов о принятом решении о преобразовании. Кредиторы имеют право прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является преобразуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.

Ограничения в отношении преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения

Закон предусматривает следующие ограничения на преобразование учреждений в автономные. Бюджетное учреждение не преобразуется в автономное учреждение без его на то согласия. Решение органа власти (в отношении федеральных учреждений это компетенция Правительства РФ) принимается по инициативе или с согласия самого учреждения. Акт согласия - одобрения изменения типа учреждения принимается его высшим коллегиальным органом управления (при наличии такового). В вузах, например, таким высшим органом управления является Ученый совет. Представляется, что в учреждениях, где нет коллегиального органа управления, при решении вопроса о преобразовании учреждения в автономное следовало бы учитывать мнение трудового коллектива. Преобразование не касается перечня учреждений, не подлежащих преобразованию, в Законе также должны быть предусмотрены критерии, исключающие их преобразование. Наверное, не все учреждения захотят или смогут стать автономными. Ведь в принципе они вправе, если это предусмотрено в уставе, получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, которые поступают в их самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК). К сожалению, эту норму ГК Бюджетный кодекс просто "задавил". А ведь и руководителям, и членам трудовых коллективов многих учреждений лучше, чем эта норма, и желать нечего. Почему новому типу учреждения будет разрешено иметь счета в любых кредитных учреждениях, а действующим сегодня бюджетным учреждениям использовать заработанные средства можно только с лицевых счетов органов Федерального казначейства? Не проще ли вместо преобразования учреждений в автономные дать им возможность в полной мере использовать ст. 298 ГК о самостоятельном распоряжении заработанными ими доходами? Кстати, традиционная форма государственных и муниципальных учреждений остается одним из надежных форпостов в обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности от несправедливой приватизации. Ведь ценным государственным имуществом, в частности зданиями, бюджетное учреждение не вправе распоряжаться даже с согласия собственника.

Ответственность автономного учреждения

Изменение типа учреждения принципиально меняет характер его ответственности по обязательствам. Напомним, что бюджетное учреждение (равно как и частные) отвечает перед кредиторами только денежными средствами. При недостаточности таковых субсидиарную ответственность перед кредиторами несет собственник имущества учреждения. Соответственно учреждения не подлежат банкротству. Автономное учреждение отвечает перед кредиторами всем своим имуществом, за исключением закрепленного за ним недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также имущества, приобретенного учреждением за счет выделенных ему собственником средств. РФ, субъект РФ, муниципальное образование как собственники имущества автономного учреждения ответственности по его обязательствам не несут (п. 2 ст. 120 ГК, п. 5 ст. 2 Закона об АУ). Но тогда возникает вопрос о возможности банкротства автономного учреждения, что, наверное, будет следующим шагом законодателя. Но банкротство связано с ликвидацией учреждения как юридического лица, массовыми увольнениями работников, занятых в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения. Остается только надеяться на то, что законодательство о банкротстве не будет изменено и учреждения все же не будут и впредь подлежать банкротству. В противном случае вряд ли найдутся желающие быть преобразованными в автономные учреждения.

------------------------------------------------------------------

Название документа