Российская организация - плательщик НДС предъявила сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, к вычету. Однако на заявлении о ввозе товаров отметка налогового органа об уплате НДС отсутствовала

Товар ввезен с территории Республики Беларусь и принят к учету. НДС уплачен в бюджет (платежный документ отражен в книге покупок).

Правомерно ли организация предъявила НДС к вычету?

Ответ: Российская организация, которая является плательщиком НДС, не вправе предъявить к вычету сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, если на заявлении о ввозе товаров отсутствует отметка налогового органа об уплате НДС.

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

Взимание НДС в рамках Таможенного союза производится в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение) и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол).

Согласно ст. 3 Соглашения при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые, в соответствии с законодательством этого государства, не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

Пунктом 2 ст. 2 Протокола предусмотрено, что для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Согласно п. 8 ст. 2 Протокола налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

3) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза; в случае лизинга товаров (предметов лизинга) - договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья.

Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих ввоз и уплату налога.

В соответствии с п. 17 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.

При ввозе на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза товаров, в отношении которых взимание налога на добавленную стоимость осуществляется налоговыми органами в соответствии с Соглашением и Протоколом, в книге покупок:

- регистрируются заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость;

- указываются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату налога на добавленную стоимость.

Обратите внимание:

1) форма заявления и Правила его заполнения приведены в Приложениях 1 и 2 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов";

2) заявление представляется в ИФНС России по месту постановки на учет организации;

3) отметка налогового органа делается в течение десяти рабочих дней с момента отметки о регистрации заявления.

Таким образом, российская организация неправомерно применила налоговый вычет по НДС в налоговом периоде, в котором заявление не имеет отметки налогового органа об уплате косвенных налогов.

И. Е.Иванова

Консалтинговая группа "Аюдар"

15.05.2013