Вправе ли заказчик - орган местного самоуправления установить в конкурсной документации при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта, что валютой контракта является доллар США? Имеет ли при этом значение, с российским или иностранным лицом - победителем конкурса будет заключаться контракт?

Ответ: Заказчик вправе установить в конкурсной документации при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта, что валютой контракта является доллар США. При этом тот факт, что контракт будет заключаться с российским или иностранным лицом, для определения валюты контракта значения не имеет. Заказчику в конкурсной документации также необходимо определить порядок пересчета в рубли для осуществления платежей по контракту.

Обоснование: В соответствии с п. п. 6, 7 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта.

Минэкономразвития России в Письме от 13.04.2009 N Д05-1834 отмечает, что положения Закона N 94-ФЗ регулируют вопросы, связанные с заключением контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в иностранной валюте.

Из Письма Минэкономразвития России от 29.10.2009 N Д22-1168 следует, что в целях управления валютными рисками п. п. 6 и 7 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ заказчику предоставляется право установить в документации о торгах и в заключаемом государственном контракте валюту контракта иную, чем российский рубль, и определить порядок пересчета в рубли для осуществления платежей по контракту. Привязка валюты к курсу пересчета в рубли не противоречит требованию Закона N 94-ФЗ о твердой цене контракта.

В Решении ФАС России от 01.02.2011 по делу N К-183/11 установлено, что включение в конкурсную документацию требований о валюте отдельно для российских исполнителей и отдельно для иностранных исполнителей является нарушением Закона N 94-ФЗ и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следовательно, для определения валюты контракта не имеет значения, будет ли контракт заключаться с российским или иностранным лицом. Необходимо учитывать, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Однако по отношению к рассматриваемому вопросу указанный порядок останется прежним и в соответствии с новым нормативным регулированием, так как п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать:

- информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Таким образом, заказчик вправе установить в конкурсной документации при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта, что валютой контракта является доллар США. При этом заказчику в конкурсной документации необходимо определить порядок пересчета доллара США в рубли для осуществления платежей по контракту. Для определения валюты контракта не имеет значения, будет ли контракт заключен с российским или иностранным лицом.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

14.05.2013