Исполнение судебных актов и актов иных органов о взыскании текущих платежей с должника, в отношении которого введено наблюдение

(Солодилов А. В., Крименская Е. Н.)

("Практика исполнительного производства", 2006, N 5-6)

Текст документа

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ И АКТОВ ИНЫХ ОРГАНОВ О ВЗЫСКАНИИ

ТЕКУЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ С ДОЛЖНИКА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО

ВВЕДЕНО НАБЛЮДЕНИЕ

А. В. СОЛОДИЛОВ, Е. Н. КРИМЕНСКАЯ

А. В. Солодилов, судья Арбитражного суда Томской области.

Е. Н. Крименская, начальник отдела организации исполнительного производства, оценки и реализации имущества Управления ФССП России по Томской области.

Проблема коллизии норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (ст. 63) и норм Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) является столь же актуальной, сколь и неоднозначной.

Службой судебных приставов по Томской области предложены два возможных варианта разрешения этой коллизии. Оба они базируются на нормах указанных выше Законов при различном толковании этих норм.

Более правильным, на наш взгляд, является вариант, в соответствии с которым с момента введения в отношении должника процедуры банкротства судебные приставы-исполнители не обладают полномочиями по исполнению исполнительных документов, в том числе о взыскании текущих платежей.

Однако проблема осложняется недостаточной ясностью норм Закона о банкротстве в части исполнения исполнительных документов о взыскании текущих платежей. Это вызывает необходимость вначале подвергнуть толкованию указанные положения Закона о банкротстве, а затем соотнести их с нормами Закона.

Во-первых, дискуссионным представляется предложенное апелляционной инстанцией Арбитражного суда Томской области буквальное толкование положений ст. 63 Закона о банкротстве, в соответствии с которым с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов, которые были переданы судебному приставу-исполнителю для исполнения до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Норма абзаца четвертого п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве говорит о приостановлении исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям, не разделяя эти документы в зависимости от момента передачи для исполнения. Исходя из этого можно сделать вывод, что приостанавливается исполнение всех исполнительных документов, в том числе и тех, которые были переданы для исполнения до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Исключение составляют лишь исполнительные документы, прямо указанные в данной норме.

Во-вторых, буквальное толкование норм действующего законодательства (в нашем случае Закона о банкротстве) не исключает толкования системного. Наоборот, если в результате буквального толкования пробел не устранен либо устранен не до конца, системное толкование является необходимым.

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Таким образом, как верно подчеркнул ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.02.2006 N Ф04-468/2006 (19820-А67-15) о несостоятельности ОАО "Томскнефтегазгеология ВНК", целями процедуры наблюдения являются, прежде всего, обеспечение сохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве, выяснение его имущественного состояния и возможности восстановления его платежеспособности.

Для достижения указанных целей ст. 63 Закона о банкротстве предусмотрен ряд последствий вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения, в том числе приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям, снятие арестов, наложенных на имущество должника.

Следовательно, по смыслу норм Закона о банкротстве, с момента введения в отношении должника процедуры наблюдения исполнение исполнительных документов, в том числе и о взыскании текущих платежей, путем обращения взыскания на имущество должника (арест имущества) не может производиться.

Теперь необходимо соотнести указанные положения Закона о банкротстве с нормами Закона.

Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Закона.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Согласно п. 2 ст. 5 Закона требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Очевидно, что для лица, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности и введена процедура банкротства, нормы Закона о банкротстве в части исполнения исполнительных документов являются специальными по отношению к нормам Закона, а потому подлежат приоритетному применению.

В случае введения в отношении должника конкурсного производства исполнительные документы передаются судебным приставом-исполнителем конкурсному управляющему (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве), что полностью соответствует положениям п. 2 ст. 5 Закона.

В этой связи обоснованной представляется позиция ФАС Северо-Западного округа, нашедшая свое отражение в Постановлении от 13.10.2004 N А05-1310/04-2: с момента введения процедуры наблюдения в отношении должника судебные приставы-исполнители не обладают полномочиями по исполнению исполнительных документов.

Однако неясным остается вопрос: должен ли судебный пристав-исполнитель возбуждать исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании текущих платежей с должника, в отношении которого введена процедура банкротства - наблюдение?

ФАС Северо-Западного округа в указанном Постановлении пришел к выводу о том, что коль скоро с момента введения процедуры наблюдения в отношении должника судебные приставы не обладают полномочиями по исполнению исполнительных документов, действия судебного пристава по возбуждению исполнительного производства в отношении такого должника являются незаконными.

Данный вывод представляется спорным.

Исходя из смысла ст. 9 Закона, возбуждение исполнительного производства само по себе не является исполнением исполнительного документа, а представляет собой процессуальное действие организационно-распорядительного характера, первую стадию исполнительного процесса. Суть этого действия заключается в процессуальном закреплении принятия предъявленного в срок исполнительного документа органами принудительного исполнения. Однако на данной стадии исполнительного производства собственно исполнения, т. е. совершения исполнительных действий, не происходит.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона в постановлении об исполнительном производстве судебный пристав устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении указанного срока.

Необходимо иметь в виду, что требования п. 1 ст. 9 Закона являются для судебного пристава обязательными. Кроме того, как представляется, нельзя упускать из виду возможности расчета должника с реестровыми кредиторами в ходе наблюдения, что влечет за собой прекращение производства по делу о банкротстве и отказ кредиторов от требований к должнику (п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве).

Если в такой ситуации исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании текущих платежей не будет возбуждено судебным приставом, существует опасность пропуска взыскателем срока на предъявление исполнительного документа к исполнению, что неизбежно приведет к нарушению прав этого взыскателя в части исполнения судебных актов и актов иных органов, подлежащих исполнению.

Таким образом, по нашему мнению, исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании текущих платежей с должника, в отношении которого введена процедура наблюдения, должно быть возбуждено судебным приставом-исполнителем, после чего данное производство подлежит приостановлению. Такой путь позволит, не нарушая прав находящегося в процедуре банкротства должника, не допустить возможных нарушений прав взыскателей по текущим платежам.

Поскольку по смыслу норм Закона о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения в отношении должника судебные приставы-исполнители не обладают полномочиями по исполнению исполнительных документов, принимая во внимание основания взыскания исполнительского сбора (п. 1 ст. 81 Закона), исполнительский сбор может быть взыскан с должника только за неисполнение тех исполнительных документов, исполнение которых не приостанавливается в связи с введением в отношении должника процедуры наблюдения (абзац четвертый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

По своей правовой природе исполнительский сбор представляет собой санкцию за несвоевременное исполнение исполнительного документа, а с точки зрения законодательства о банкротстве - обязательный платеж, взыскание которого с должника происходит в соответствии с нормами Закона о банкротстве.

Следовательно, при наличии оснований для взыскания исполнительского сбора судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, однако не обращает данное постановление к исполнению, а через уполномоченный орган включает сумму сбора в реестр требований кредиторов должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

------------------------------------------------------------------

Название документа