Обязано ли физическое лицо, приобретающее муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну муниципального образования, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, исчислить и уплатить НДС в бюджет в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ в том случае, если на момент подписания договора купли-продажи данное лицо являлось индивидуальным предпринимателем (не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства), но на момент оплаты утратило статус индивидуального предпринимателя?

Ответ: С учетом сложившейся арбитражной практики у физического лица, приобретающего муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну муниципального образования, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, не возникает обязанности как налогового агента исчислить и уплатить НДС в бюджет в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ в том случае, если на момент подписания договора купли-продажи данное лицо являлось индивидуальным предпринимателем, но на момент оплаты уже утратило статус индивидуального предпринимателя. Обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет в этом случае возлагается на лицо, реализующее упомянутое имущество.

Обоснование: Действующим законодательством реализация коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям (не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства) муниципального имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, признается операцией, облагаемой НДС, а также установлен специальный порядок уплаты налога в бюджет.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В силу ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Исходя из ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны в том числе:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А67-4332/2012 судьи пришли к выводу, что в том случае, если физическое лицо, приобретающее муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну муниципального образования, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, утратило статус индивидуального предпринимателя до момента оплаты по договору, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет следует возложить на лицо, реализующее упомянутое имущество.

Суд отклонил ссылку на договор купли-продажи, в котором закреплено положение о том, что покупатель в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" самостоятельно перечисляет в установленном порядке в федеральный бюджет сумму НДС. Как указал суд, подобная формулировка не возлагает обязанности по уплате НДС в федеральный бюджет на покупателей - физических лиц, утративших статус предпринимателя до момента оплаты по договорам, так как делается конкретная ссылка на норму права, которая устанавливает обязанность уплаты НДС налоговыми агентами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В то же время суд признал недопустимым применение к продавцу, реализующему упомянутое имущество, мер налоговой ответственности и начисление пеней в силу п. п. 1 и 7 ст. 75, ст. ст. 106 и 107 НК РФ, поскольку гл. 21 НК РФ не относит муниципальные образования к плательщикам НДС при реализации ими полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу N А67-4332/2012.

Вопрос уплаты НДС при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, рассматривался Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 17.04.2012 N 16055/11, согласно которому в случае реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет следует возложить на лицо, реализующее упомянутое имущество, применительно к положениям п. 5 ст. 173 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 27.07.2012 N 03-07-11/198.

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики у физического лица, приобретающего муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну муниципального образования, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, не возникает обязанности налогового агента исчислить и уплатить НДС в бюджет в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ в том случае, если на момент подписания договора купли-продажи данное лицо являлось индивидуальным предпринимателем, но на момент оплаты уже утратило статус индивидуального предпринимателя. Обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет в этом случае возлагается на лицо, реализующее упомянутое имущество.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

14.05.2013