Работнику организации, расположенной в районе Крайнего Севера и не относящейся к бюджетной сфере, в соответствии с коллективным договором был оплачен проезд к месту проведения отпуска и обратно

Вправе ли работодатель удержать эти суммы при увольнении, если отпуск работнику был предоставлен авансом через месяц после трудоустройства и сразу после отпуска работник написал заявление об увольнении?

Ответ: По нашему мнению, удержание работодателем суммы оплаты проезда до места отпуска работника и обратно при его увольнении будет правомерным, в случае если работодателем будут установлены в коллективном договоре (локальном нормативном акте, трудовом договоре) условия, при которых выплаченная компенсация проезда к месту отпуска и обратно подлежит возврату (удержанию), в частности, при увольнении работника, которому был предоставлен отпуск авансом.

В противном случае вопрос о возможности удержания сумм ранее оплаченного работнику проезда к месту его отпуска и обратно является спорным и нельзя исключить риск возникновения трудовых споров между работодателем и работником (а также между организацией-работодателем и трудовой инспекцией).

Обоснование: Лицам, работающим в районах Крайнего Севера, Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации (ст. 313 ТК РФ).

К таким нормативным актам относятся следующие документы:

- Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1);

- Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2) (далее - Инструкция N 2).

Данные документы в силу ст. 423 ТК РФ действуют в части, не противоречащей ТК РФ.

Нормами ст. 325 ТК РФ, ст. 33 Закона N 4520-1 и п. п. 39 - 41 Инструкции N 2 устанавливается порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (далее - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка работникам бюджетных учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов.

При этом размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем самостоятельно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовых договорах (ст. 325 ТК РФ, ст. 33 Закона N 4520-1).

По мнению Конституционного Суда РФ, такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (см., например, Постановление от 09.02.2012 N 2-П).

Таким образом, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами коммерческой организации могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации работникам Крайнего Севера исходя из финансовых возможностей работодателя.

На наш взгляд, коммерческая организация, расположенная в районе Крайнего Севера, при определении условий компенсации расходов работника на проезд к месту отпуска и обратно в коллективном договоре вправе также установить:

- трудовой стаж, необходимый для получения работником права на компенсацию данных расходов;

- условия, при которых выплаченная компенсация проезда к месту отпуска и обратно подлежит возврату (удержанию), в частности, при увольнении работника, которому был предоставлен отпуск авансом.

При наличии в локальных нормативных актах организации таких условий, по нашему мнению, удержание работодателем уплаченной суммы оплаты проезда до места отпуска работника и обратно при его увольнении будет правомерным.

При этом, в случае если коллективным договором или другими локальными актами коммерческой организации не установлена возможность возврата организации сумм компенсации расходов на проезд к месту отпуска и обратно (или возможность удержания данных сумм работодателем) при предоставлении отпуска авансом и при увольнении работника раньше установленного срока, вопрос о возможности удержания сумм ранее оплаченного работнику проезда к месту его отпуска и обратно является спорным в силу следующего.

Трудовое законодательство не содержит:

- норм, освобождающих работодателя от обязанности по оплате работнику стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в соответствии со ст. 325 ТК РФ в случае предоставления работнику коммерческой организации отпуска авансом и последующего увольнения;

- норм, позволяющих работодателю удержать суммы ранее оплаченного работнику проезда к месту его отпуска и обратно при увольнении работника, которому был предоставлен отпуск авансом согласно ст. 137 ТК РФ.

Разъяснения контролирующих органов и судебная практика по данному вопросу в доступных нам нормативно-правовых информационных базах отсутствует.

В данном случае нельзя исключить риск возникновения трудовых споров между работодателем и работником (а также между организацией-работодателем и трудовой инспекцией).

Л. Н.Мисникович

ЗАО "МСАй ФДП-Аваль"

14.05.2013