Валютный контроль операций физических лиц

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. N2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" Россия стала членом Международного валютного фонда. Участие России в МВФ открыло перед ней возможность использования форм и методов международного сотрудничества, предоставляемого странами-участницами МФВ друг другу. Вместе с тем Российская Федерация приняла на себя ряд обязательств, направленных на развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, стабилизацию валют стран-участниц МВФ и поддержание упорядоченного валютного режима среди участников МВФ. Одной из таких обязанностей Российской Федерации является осуществление контроля за собственной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования и координации с валютными системами стран-участниц.

В настоящее время принципы и методы валютного контроля в РФ определены Законом "О валютном регулировании и валютном контроле"*(1) (далее Закон о валютном регулировании).

Следует отметить, что основную трудность при изучении и применении валютного законодательства РФ составляет то, что перечень валютных операций, которые могут осуществляться без ограничений, представляет собой набор определений сделок и операций, классифицированных по экономическим основаниям, причем данные определения установлены значительным числом не систематизированных нормативных актов.

Порядок осуществления валютных операций различен для резидентов и нерезидентов. Пунктом 5 ст. 1 Закона о валютном регулировании к категории "резидентов" отнесены физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации. К категории "нерезидентов" п. 6 ст. 1 названного Закона относит физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящихся в Российской Федерации.

Поскольку в основе данного разделения субъектов права лежит понятие "постоянное место жительства", очевидно, что применение данных в Законе определений вызывает значительные трудности. Ведь данные о постоянном месте жительства физического лица не всегда могут быть подтверждены документально, а законодательством РФ не определен перечень документов, на основании которых может быть сделан вывод о месте постоянного проживания физического лица для целей осуществления валютного контроля. В связи с этим нередко возникают трудности при определении статуса физического лица. Например, невозможно отнести ни к одной из названных категорий тех граждан РФ, которые имеют временную прописку (регистрацию по месту жительства), поэтому компетентные органы и учреждения, осуществляющие по поручению физических лиц валютные операции, вынуждены отказывать таким гражданам в обслуживании. В тоже время физические лица, имеющие двойное гражданство, в том числе гражданство РФ, и сохранившие за собой регистрацию (прописку) по месту жительства РФ, могут произвольно определять свой статус перед компетентными органами и учреждениями, пользуясь тем, что законодательство ряда зарубежных стран не оперирует понятием "постоянное место жительства". На практике компетентные органы и учреждения, в том числе коммерческие банки, принимают решение об отнесении конкретного физического лица к категории "резидентов" или "нерезидентов" на основании представляемых физическими лицами документов, свидетельствующих либо о том, что данное лицо зарегистрировано по месту жительства на территории Российской Федерации в установленном порядке, либо подтверждающих, что физическое лицо имеет постоянное место жительства за пределами России.

Основным принципом Закона о валютном регулировании является разграничение валютных операций в зависимости от их экономического назначения и прямое указание на то, в каком порядке и каким образом данные операции могут быть осуществлены субъектами права. Настоящая статья посвящена особенностям регулирования валютных операций, связанных с движением капитала, осуществляемых физическими лицами.

В Законе о валютном регулировании даны определения валютных операций, связанных с движением капитала (п.10 ст.1), и текущих валютных операций (п.9 ст.1)*(2).

Пункт 2 ст. 6 Закона о валютном регулировании относит установление порядка совершения резидентами операций, связанных с движением капитала, к компетенции Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ). Исследуя нормативные документы ЦБ РФ, можно условно разделить операции, связанные движением капитала, на две категории, а именно: а)операции, связанные с движением капитала, для осуществления которых требуется специальное разрешение ЦБ РФ, выдаваемое Центробанком для совершения каждой операции отдельно*(3); б)операции, связанные с движением капитала, для которых ЦБ РФ установил общий порядок проведения, не требующий обращения за разрешением ЦБ РФ в каждом конкретном случае.

Таким образом, ЦБ РФ устанавливает список связанных с движением капитала операций, которые могут быть осуществлены без ограничений, в порядке исключения из общего числа операций, связанных с движением капитала. Данные операции не представляется возможным классифицировать по каким-либо общим признакам, поскольку они могут быть осуществлены без ограничений только в силу того, что ЦБ РФ установил собственными нормативными актами именно такой порядок их проведения.

Некоторые виды операций, связанных с движением капитала, могут быть осуществлены физическими лицами без ограничений в соответствии с Письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352: 1. Открытие счетов и вкладов в иностранной валюте за границей, хранение на них валютных средств допускается на период пребывания резидентов за границей. По окончании срока пребывания за границей резидент обязан закрыть счета в иностранных банках и перевести остатки по счетам в РФ или ввезти с соблюдением таможенных правил все полученные за границей валютные ценности в РФ; 2. Передача в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели. 3. Дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам. 4. Завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования. 5. Приобретение, продажа и обмен в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с Письмом ЦБ РФ от 2 сентября 1994 г. N 107 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории РФ", иностранная валюта для зачисления на валютные счета физических лиц-нерезидентов, в том числе при открытии физическим лицом-нерезидентом валютного счета, принимается уполномоченным банком только от владельцев соответствующих счетов (их представителей) в следующих случаях: а)если наличная иностранная валюта ввезена на территорию Российской Федерации с соблюдением таможенных правил физическим лицом-нерезидентом либо уполномоченным им лицом и зачисляется в пределах сумм, указанных владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом) в таможенной декларации, подтверждающей ввоз в Российскую Федерацию указанных средств в наличной иностранной валюте владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом); б)если наличная иностранная валюта снята владельцем счета (его представителем) с его валютного счета в уполномоченном банке, она может быть зачислена в пределах суммы снятой с него наличной иностранной валюты только на открытые на его имя валютные счета, в том числе в других уполномоченных банках РФ; в)если наличная иностранная валюта приобретена на внутреннем валютном рынке РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, она может быть зачислена физическим лицом-нерезидентом на открытый на его имя валютный счет в пределах приобретенной им суммы.

Следует принять во внимание, что при зачислении наличной иностранной валюты на свой счет физическим лицом-нерезидентом (его представителем) в уполномоченный банк представляется документ, подтверждающий ввоз, снятие со счета, приобретение наличной иностранной валюты. Исключение составляют случаи, когда данная операция осуществляется физическими лицами-нерезидентами, пользующимися дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетом на территории РФ в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации. 6.Зачисление уполномоченными банками на валютные счета физических лиц-резидентов принятой от них (их представителей) наличной иностранной валюты. 7.Снятие наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) либо их представителями с их валютных счетов в уполномоченных банках. Приобретение ими платежных документов в иностранной валюте за счет средств на валютных счетах физических лиц в уполномоченных банках.

В 1996-1997 гг. ЦБ РФ активизировал работу по либерализации валютного контроля и принял ряд нормативных актов, существенно расширивших перечень валютных операций, связанных с движением капитала, для осуществления которых не требуется индивидуального разрешения ЦБ РФ.

Приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996г. N02-94 утверждено Положение "Об утверждении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций", в соответствии с которым физические лица без ограничений могут осуществлять следующие операции, связанные с движением капитала: 1.Переводы резидентами с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, средств для оплаты вступительных и членских взносов в международных неправительственных организациях, являющихся нерезидентами. 2.Переводы резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов организаторов международных симпозиумов, конференций, других международных встреч, а также международных выставок, ярмарок, спортивных соревнований, иных культурных мероприятий, проводимых на территории иностранных государств, за участие резидентов в указанных мероприятиях, кроме затрат, учитываемых как капитальные вложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета соответствующих государств. 3.Зачисление резидентами организаторами международных симпозиумов, конференций, а также других международных встреч, выставок, ярмарок, спортивных соревнований, иных культурных мероприятий на свои валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, полученной от нерезидентов за участие нерезидентов в указанных мероприятиях, кроме затрат, учитываемых как капитальные вложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета Российской Федерации. 4.Зачисление резидентами, не являющимися коммерческими организациями, в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований. 5. Переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании. 6. Переводы резидентами иностранной валюты из Российской Федерации в пользу нерезидентов для оплаты подписок на иностранные периодические издания. 7. Переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в пользу нерезидентов для оплаты обучения и лечения физических лиц. При этом оплату указанных выше расходов физических лиц могут осуществлять любые резиденты, в том числе не являющиеся получателями услуг по обучению и лечению. 8. Переводы нерезидентами в Российскую Федерацию и резидентами из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов с отсрочкой (рассрочкой) платежа на срок не более 180 дней по экспорту, импорту воздушных, морских и речных судов, космических объектов. 9. Переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты в оплату арендуемых нерезидентами у резидентов воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов при условии, что арендная плата зачисляется на валютный счет резидента, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, не реже одного раза в 180 дней с момента передачи указанных объектов в аренду независимо от срока аренды. Переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату арендуемых резидентами у нерезидентов находящихся за пределами Российской Федерации воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов, а также находящегося за пределами Российской Федерации любого движимого имущества (за исключением переводов в оплату аренды денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иных долговых обязательств, если иное не установлено законодательством) при условии, что передача указанных объектов в аренду осуществляется не позднее 180 дней с момента перевода иностранной валюты независимо от срока аренды. 10. Продажа (покупка) через уполномоченные банки юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты одного вида за иностранную валюту другого вида, курс которых (покупаемых и продаваемых иностранных валют) к рублю устанавливается Банком России. 11. Покупка иностранной валюты через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в безналичном порядке физическими лицами (резидентами и нерезидентами) за счет средств на рублевых счетах, открытых на имя соответствующих физических лиц в кредитных организациях. 12.Продажа иностранной валюты через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации с валютных счетов, открытых на имя соответствующих физических лиц в уполномоченных банках, с обязательным зачислением полученных рублей на рублевые счета, открытые на имя соответствующих физических лиц в кредитных организациях, если иное не установлено Банком России. 13.Получение (возврат) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от уполномоченных банков, имеющих полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте, а также выплата и получение процентов за пользование кредитами в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с кредитным договором уплате в иностранной валюте в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по предоставлению (возврату) указанных кредитов. 14. За иностранную валюту может быть осуществлена покупка резидентами у уполномоченных банков, имеющих полномочия на проведение операций с ценными бумагами в иностранной валюте, векселей, выпускаемых этими уполномоченными банками и содержащих обязательство по выплате иностранной валюты. Продажа резидентами указанных векселей уполномоченным банкам может быть произведена как за рубли, так и за иностранную валюту. 15.Переводы из Российской Федерации иностранной валюты в пользу нерезидентов, основная деятельность которых связана с реализацией физическим лицам за пределами Российской Федерации товаров в розничной торговле (производство работ, оказание потребительских услуг), в счет оплаты приобретаемых у указанных нерезидентов за пределами Российской Федерации товаров (работ, услуг). 16.Возврат авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным экспортно-импортным контрактам. При этом возврат указанных авансовых платежей осуществляется резидентом нерезиденту в размере, не превышающем ранее оплаченные нерезидентом резиденту суммы аванса. Средства в иностранной валюте, полученные резидентом от нерезидента в счет возврата ранее произведенных авансовых платежей (предоплаты), зачисляются на текущий валютный счет резидента, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации. 17.Перевод резидентом индивидуальным предпринимателем иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа. 18.Перевод резидентом индивидуальным предпринимателем иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа. 19.Зачисление резидентом индивидуальным предпринимателем на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг. 20. Перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию физическими лицами-нерезидентами в соответствии с разделом II "Порядка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов", утвержденного Приказом Банка России от 27 августа 1997 г. N 02-371 (далее Порядок). Перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты физическими лицами-резидентами в соответствии с разделом III указанного Порядка.

На последний из перечисленных видов валютных операций следует обратить особенное внимание. Он характеризует, в сущности, не особый вид валютных операций, а форму их осуществления, так как упомянутым Порядком устанавливаются правила осуществления переводов в иностранной валюте без открытия текущих валютных счетов в уполномоченных банках по поручению физических лиц (резидентов и нерезидентов) из Российской Федерации, а также правила получения физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в Российской Федерации иностранной валюты, переведенной в их пользу из-за границы.

Следует отметить, что этот Порядок не распространяется на индивидуальных предпринимателей (резидентов и нерезидентов), а также на операции, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость. При проведении операций в соответствии с Порядком не имеет значения, является ли физическое лицо резидентом или нерезидентом. Единственным требованием, предусмотренным Порядком для установления правоспособности лица осуществить валютную операцию, является предъявление уполномоченному банку физическим лицом или его представителем паспорта или заменяющего его документа, удостоверяющего личность физического лица (вид на жительство в Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации; удостоверение личности военнослужащего или военный билет для военнослужащих Российской Федерации), а также доверенности при осуществлении или получении перевода представителем. Данный список является исчерпывающим.

Положением также ограничен круг операций, которые могут быть осуществлены без открытия счета, а именно физические лица вправе осуществить те из перечисленных валютных операций, связанных с движением капитала, и некоторые из видов валютных операций, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость.

Порядок в основном посвящен описанию такой формы расчетов, как перевод средств в иностранной валюте без открытия текущего счета. Раздел III этого документа содержит разрешение резидентам осуществлять переводы умеренных сумм на текущие расходы. К такому переводу предъявляются следующие требования: он не должен быть связан с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество. Величина перевода не может превышать 2000 долл. США или эквивалент этой суммы в иной иностранной валюте. При данном виде перевода физическое лицо резидент предъявляет в уполномоченный банк справку по форме 04060007, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. Указанный перевод может быть осуществлен физическим лицом резидентом не более одного раза в один операционный день через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка).

В последнее время большой интерес вызывают сделки, связанные с приобретением в собственность зданий, сооружений, земельных участков и иной находящейся на территории иностранных государств недвижимости. Действительно, в п. 2 Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24 апреля 1996 г. N 39 установлено, что физические лица резиденты Российской Федерации могут приобретать за иностранную валюту жилые дома и квартиры, находящиеся за пределами Российской Федерации и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством их места нахождения, а также иные права на указанное имущество путем: а)перевода средств, находящихся на валютных счетах этих лиц в уполномоченных банках Российской Федерации; б)оплаты указанного имущества за счет средств, находящихся на счетах физических лиц, открытых этими лицами в установленном Банком России порядке в банках-нерезидентах; в)оплаты указанного имущества за счет средств в иностранной валюте, вывезенных из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако следует обратить внимание на то, что проведение указанных валютных операций станет возможным только после принятия специального решения Совета директоров Банка России*(4).

Законом о валютном регулировании контроль за соблюдением валютного законодательства РФ возложен на органы и агентов валютного контроля. В соответствии со ст. 11 указанного Закона к таким органам в Российской Федерации относятся Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. При этом агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Практически валютный контроль заключается в следующем. Физические лица в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о валютном регулировании представляют органам и агентам валютного контроля документальные доказательства соответствия совершаемых ими валютных операций правовым нормам. Эффективность валютного контроля достигается тем, что основные объемы операций не могут быть осуществлены без посредства агентов валютного контроля. Последние обязаны отказывать в предоставлении своих услуг по сделкам, которые в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о валютном регулировании являются недействительными.

Статьей 14 того же Закона установлена ответственность всех субъектов валютных правоотношений за нарушение валютного законодательства в виде: а)взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам; б)взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о валютном регулировании физические лица (резиденты и нерезиденты) несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в указанных случаях устанавливается ЦБ РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде: а)взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст. 14 Закона о валютном регулировании, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, налагаемых Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации; б)приостановления действия или лишения резидентов (нерезидентов) выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.

Упомянутые суммы штрафов и иных санкций взыскиваются с физических лиц органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля в судебном порядке.

Е.Б.Костюхин,

Н.Ю.Чупрынина