Государственный заказчик на официальном сайте известил о размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку мотопомпы определенной модели (или эквивалента) с указанными в запросе котировок техническими характеристиками - весом, габаритами, производительностью и т. д. Правомерно ли отклонение заявки на поставку эквивалента, поданной организацией на участие в запросе котировок, в связи с тем что отдельные технические характеристики заявленного товара отличаются от указанных в извещении в лучшую сторону из-за их наибольшей эффективности?
Ответ: В рассматриваемой ситуации отклонение заявки не может быть признано правомерным.
Обоснование: В силу п. 4 ст. 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) запрос котировок должен содержать такие сведения, как наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с ч. 2.1 - 3.4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 44 Закона N 94-ФЗ котировочная заявка должна содержать такие сведения, как наименование и характеристики поставляемых товаров, в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ.
В ч. 2 ст. 45 Закона N 94-ФЗ указано, что, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании п. 4 ст. 43 настоящего Федерального закона.
Следовательно, при указании в извещении о проведении запроса котировок товарного знака и слов "или эквивалент" заказчик должен указать характеристики товара, в соответствии с которыми будет определяться, является ли предлагаемый к поставке товар эквивалентом требуемого или нет. Согласно ч. 2 ст. 47 Закона N 94-ФЗ победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ).
Анализ изложенных норм не позволяет прийти к однозначному выводу в отношении рассматриваемой ситуации, в связи с чем следует обратиться к судебной практике.
В судебной практике есть примеры, в которых суды указывают, что если отличие технических параметров предложенного товара от характеристик, указанных в извещении, является несущественным и не влияет на его производительность и работоспособность, а по ряду показателей предложенный товар превосходит показатели, заявленные в извещении, допуск к запросу котировок является правомерным (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.04.2012 по делу N А28-6251/2011).
Это позволяет сделать вывод о том, что при запросе котировок на поставку не только товара, но и его эквивалента допустима поставка эквивалента с отдельными техническими характеристиками, отличающимися от указанных в извещении о проведении запроса котировок или несущественно, или в лучшую сторону.
В такой ситуации отсутствуют основания полагать, что допуск заявки на поставку эквивалента может привести к негативным последствиям, приобретению товара, не соответствующего целям его эксплуатации или имеющего значительные отличия в худшую сторону по техническим параметрам, неэффективному использованию бюджетных средств. Таким образом, отклонение такой заявки является, на наш взгляд, неправомерным.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
06.05.2013