Российская организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги в отношении экспортируемого товара, перевозимого железнодорожным транспортом в прямом международном сообщении. Данные услуги оказываются только в отношении части маршрута, по которому осуществляется перевозка товара, а именно от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пограничной станции, через которую товар вывозится за пределы территории Российской Федерации. Правомерно ли применение организацией нулевой ставки по НДС?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги в отношении экспортируемого товара, перевозимого железнодорожным транспортом в прямом международном сообщении, не вправе применять нулевую ставку по НДС, если данные услуги оказываются только в отношении части маршрута, по которому осуществляется перевозка товара, а именно от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пограничной станции, через которую товар вывозится за пределы территории Российской Федерации.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика.

Обоснование: Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при выполнении услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Согласно ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Гражданское законодательство не содержит запрета на заключение договора транспортно-экспедиторских услуг в отношении перевозимого товара только в отношении части маршрута, по которому осуществляется перевозка товара. Привлечение экспедитора в отношении сопровождения груза только по части согласованного сторонами договора перевозки маршрута не изменяет правовую природу самого договора перевозки (в том числе договора международной перевозки).

Статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ) установлено, что:

- перевозками в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта признаются перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

- перевозками в прямом международном сообщении признаются перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

Специалисты Минфина России исходят из того, что пункты отправления и назначения по смыслу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ определяются договором на транспортно-экспедиционное обслуживание (Письма от 09.06.2011 N 03-07-08/172, от 14.02.2011 N 03-07-08/41).

Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в Письмах от 21.05.2012 N 03-07-15/49 (направлено Письмом ФНС России от 20.06.2012 N ЕД-4-3/10120@), от 28.02.2012 N 03-07-08/49, транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, перемещаемых в том числе железнодорожным транспортом между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации (от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до морского порта или пограничной станции, через которые товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации), оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции, не предусматривающего организацию международной перевозки, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18 процентов.

Однако арбитражные суды придерживаются иного мнения. Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2012 по делу N А19-963/2012 (Определением ВАС РФ от 26.02.2013 N ВАС-17115/12 отказано в пересмотре дела в порядке надзора) судьи пришли к выводу, что пункты отправления и пункты назначения должны определяться исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельным экспедитором.

Иное понимание международной перевозки создает предпосылки для нарушения принципа равенства налогообложения в отношении тех налогоплательщиков, которые объективно не имеют возможности перевезти товар за пределы территории РФ одним видом транспорта без перегрузки товара на другой вид транспорта на промежуточных пунктах следования товара, расположенных на территории РФ.

С момента помещения перемещаемого товара под таможенный режим экспорта пункт назначения товара следует считать определенным.

В Определении ВАС РФ от 26.02.2013 N ВАС-17115/12 по делу N А19-963/2012 судьи отметили, что из содержания п. 1 ст. 164 НК РФ усматривается, что российские организации (как перевозчики на железнодорожном транспорте, так лица, оказывающие услуги в связи с перевозкой железнодорожным транспортом экспортируемых и ввозимых товаров) вправе претендовать на применение налоговой ставки 0 процентов и в случаях, когда пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2013 по делу N А75-1873/2012 (Определением ВАС РФ от 04.03.2013 N ВАС-1543/13 по делу N А75-1873/2012 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 N 15АП-14374/2012 по делу N А32-44948/2011.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги в отношении экспортируемого товара, перевозимого железнодорожным транспортом в прямом международном сообщении, не вправе применять нулевую ставку по НДС, если данные услуги оказываются только в отношении части маршрута, по которому осуществляется перевозка товара, а именно от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пограничной станции, через которую товар вывозится за пределы территории Российской Федерации. Противоположную точку зрения организации, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке. При этом арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

06.05.2013