Согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость

ОАО при оказании услуг авиаперевозчикам руководствуется Письмом МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411, содержащим конкретный, закрытый перечень услуг, оказываемых в аэропортах не подлежащих обложению НДС, что отражено в утвержденной учетной политике ОАО.

Подпунктом 22 ч. 2 ст. 149 НК РФ перечень услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов в целях налогообложения НДС, не установлен, в то же время п. 6 ст. 149 НК РФ предусматривает, что перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению, в том числе по пп. 22 ч. 2, при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

ОАО не производит обслуживание воздушных судов, так как не имеет в штате Инженерно-Авиационной Службы и соответствующего сертификата на техническое обслуживание воздушных судов. В то же время ОАО имеет действующие сертификаты соответствия на предоставление спецавтотехники, которая в дальнейшем под руководством подготовленного технического персонала используется в процессе обслуживания воздушного судна. То есть обслуживание воздушного судна является составной услугой и деятельность ОАО подпадает под действие п. 7 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении деятельности в интересах других лиц.

Письмо ФНС России от 02.11.2007 N ШТ-6-03/861 не содержит указаний по порядку применения пп. 22 ч. 2 ст. 149.

Какие услуги для целей применения освобождения от налогообложения НДС в соответствии с пп. 22 ч. 2 ст. 149 НК РФ относятся к услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 мая 2013 г. N 03-07-08/15765

В связи с письмом по вопросу применения до 1 мая 2013 г. пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом данной нормой Кодекса перечень услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость, не установлен.

Таким образом, до 1 мая 2013 г. при решении вопроса об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по обслуживанию воздушных судов следовало руководствоваться Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 (утратившим силу с 1 мая 2013 г. в связи со вступлением в силу Приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 241), предусматривающим Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов.

В соответствии с Письмом Минтранса России от 09.10.2007 N 01-01-02/2675, доведенным ФНС России до налоговых органов Письмом от 02.11.2007 N ШТ-6-03/861, к услугам по обслуживанию воздушных судов относятся услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в п. п. 4.11 - 4.13 главы "Тарифы за обслуживание воздушного судна" и п. п. 4.14 - 14.17 главы "Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна" разд. 4 Приложения 1 к Приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110.

Одновременно сообщается, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

06.05.2013