Вправе ли казенное учреждение - заказчик допускать к участию в открытом конкурсе на право заключения контракта на поставку товаров для государственных нужд организации, включенные в реестр недобросовестных поставщиков?

Ответ: Казенное учреждение - заказчик вправе допускать к участию в открытом конкурсе на право заключения контракта на поставку товаров для государственных нужд организации, включенные в реестр недобросовестных поставщиков, если заказчиком не установлено требования об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

С 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики лишены такого права.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить такое требование к участникам размещения заказа, как отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

Минэкономразвития России в Письме от 06.04.2011 N 6592-ЛА/Д22 отмечает, что заказчик самостоятельно принимает решение об установлении указанного требования к участникам размещения заказов в документации о торгах.

Из Письма Росфиннадзора от 27.04.2009 N 43-0.1-07-25/1813 следует, что в случаях, когда действиями (бездействием) недобросовестного поставщика (исполнителя, подрядчика) интересам заказчика причинен вред, неустановление требования в документации о закупке к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков должно рассматриваться как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств.

Следовательно, несмотря на указанную позицию Росфиннадзора о том, что неприменение заказчиком требования к участникам конкурса об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков является недостатком качества работы по размещению заказов для государственных нужд, применение подобного требования является правом, а не обязанностью казенного учреждения.

Напоминаем, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Закона N 44-ФЗ.

Из п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что одним из единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки, является отсутствие в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

Согласно ч. 7 ст. 31 Закона N 44-ФЗ указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

Из ч. 21 ст. 112 Закона N 44-ФЗ следует, что в течение двух лет со дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ. При этом обязательным является единое требование к участникам закупки, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, об отсутствии в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки, в том числе сведений об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки (для юридического лица).

Таким образом, казенное учреждение - заказчик вправе допускать к участию в открытом конкурсе на право заключения контракта на поставку товаров для государственных нужд организации, включенные в реестр недобросовестных поставщиков, если в документации об открытом конкурсе не установлено требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а с момента вступления в силу Закона N 44-ФЗ (01.01.2014) - не вправе.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

30.04.2013