Некоторые аспекты правового регулирования банковских операций
Под межбанковскими операциями понимаются двусторонние гражданско-правовые сделки, осуществляемые кредитными организациями в рамках установленной законом и учредительными документами правоспособности.
В соответствии с действующим Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"1 к категории межбанковских операций относятся: 1) операции по привлечению денежных средств, 2) операции по их размещению, 3) осуществление расчетов, 4) иные взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.
Согласно ст. 13 указанного Закона, в лицензии на осуществление банковских операций указываются те банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право. Перечень банковских операций дан в ч. 1 ст. 5 Закона. Соответственно, предусмотренные ст. 5 Закона, а также иными законодательными актами сделки, а также банковские операции, где второй стороной выступают некредитные организации, к межбанковским операциям не относятся.
Основанием для возникновения обязательств по межбанковским операциям является договор. Общие положения о договоре установлены в гл. 27 ГК РФ. К договорам также применяются правила о двусторонних и многосторонних сделках, предусмотренных гл. 9 Кодекса. Помимо этого каждая форма межбанковских операций дополнительно регулируется соответствующими главами ГК РФ, актами Банка России и иными нормативными актами.
Расчеты между кредитными организациями могут осуществляться через учреждения Банка России (расчетно-кассовые центры), через создаваемые банками расчетные центры, а также посредством использования системы корреспондентских счетов.
Для удобства и оперативности при осуществлении расчетов кредитные организации вправе создавать расчетные центры. Согласно ст. 80 Федерального Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"2 Центральный банк является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в Российской Федерации. В связи с этим расчетные центры создаются кредитными организациями с соблюдением требований Инструкции Банка России N 49 "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" либо в качестве внутренних структурных подразделений, либо как обособленные подразделения. Расчетные центры могут также создаваться в виде самостоятельных юридических лиц, однако в этом случае их деятельность подлежит лицензированию, а сами расчетные центры приобретают статус небанковских кредитных организаций.
Порядок открытия кредитными организациями корреспондентских счетов аналогичен порядку открытия расчетного счета любым юридическим лицом. Любое юридическое лицо при открытии расчетного счета в кредитной организации обязано уведомить налоговый орган об его открытии. Причем норма, исключающая возможность осуществления банковских операций до регистрации счета юридического лица в налоговом органе, закреплена в налоговом законодательстве. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"3, а также Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 для открытия счета в банке клиент должен представить документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе. Банк в пятидневный срок со дня открытия счета должен направить в налоговый орган уведомление об открытии счета.
Действующим законодательством для кредитных организаций введено требование, не предусмотренное в отношении других юридических лиц. Кредитные организации обязаны помимо уведомления налогового органа, органа Пенсионного фонда, а также иных органов, на которые возложен контроль за собираемостью налоговых и иных обязательных платежей, об открытии корреспондентских счетов (как разновидности банковских счетов) в порядке, установленном нормативными актами, сообщить данные сведения и в регистрирующий орган, которым является Банк России. Причем настоящее требование распространяется как на открытие внутренних корреспондентских счетов, так и на любые счета, открываемые в зарубежных банках. Для реализации данного требования установлен ежемесячный порядок отчетности кредитных организаций об открытии корреспондентских счетов либо о сохранении количества ранее открытых действующих счетов.
Таким образом, для осуществления межбанковских расчетов кредитные организации могут в установленном порядке открывать друг у друга корреспондентские счета.
Соответственно, банк, который предоставляет банковские услуги, открывает пассивный счет N 168 "Лоро", а банк-владелец счета учитывает проводимые операции по активному счету N 167 "Ностро". Счета "Ностро" и "Лоро" являются зеркальными (это означает, что они содержат тождественные сведения, а проводимые по ним операции отражаются одновременно).
Открытие счетов "Ностро" и "Лоро" производится на основании заключенных между банками договоров. В них оговариваются условия функционирования счетов, перечень совершаемых по ним операций, порядок расчетов по открытым счетам, порядок обмена выписками между банками по счетам N 167, 168 и иные существенные условия. Кроме того, в настоящий момент действует порядок, не допускающий образования дебетового сальдо по корреспондентскому счету коммерческого банка, открытому в кредитных организациях и в учреждениях Банка России. То есть платежи кредитной организации с корреспондентских счетов должны производиться только в пределах имеющихся на них средств, без использования овердрафта.
Если возникает необходимость совершения операций по корреспондентскому счету сверх имеющихся на счете средств, то подкрепление счета может быть осуществлено банком, ведущим счет, или иными банками в порядке общего кредитования. Банком, ведущим счет "Лоро", могут предоставляться кредиты с помощью открытия кредитной линии либо в разовом порядке, однако это положение также должно быть предусмотрено в договоре об открытии корреспондентского счета, либо иным соглашением сторон.
В период становления двухступенчатой банковской системы у нас в стране основанием для открытия корреспондентского счета кредитной организации в Банке России было заявление банка с просьбой об открытии счета. Причем подача такого заявления рассматривалась правовой доктриной как способ заключения сделки на оказание банковских услуг по ведению счета, выражавшийся в оферте, предлагаемой кредитной организацией, и последующим акцептом Банка России путем открытия счета. С появлением урегулированного законом института банковского счета правоотношения кредитных организаций и ЦБ РФ стали строиться на договорной основе. Таким образом, заключение договора является единственно возможным способом установления корреспондентских отношений между Банком России и кредитными организациями.
В соответствии со ст. 845 ГК РФ счет юридического лица в кредитной организации открывается и ведется на основании договора банковского счета. Банк обязан принимать и зачислять поступающие на счет клиента (владельца счета) денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении иных операций по счету. Кредитным организациям запрещается определять или контролировать, как используются денежные средства клиентов, либо устанавливать иные не предусмотренные законом или договором ограничения на распоряжение счетом (п. 3 ст. 845 ГК РФ). В целом институт банковского счета предполагает преобладание договора перед иными нормами гражданского права, если последние не носят императивного характера.
Согласно ст. 860 ГК РФ правила главы, регулирующей правоотношения банковского счета, распространяются и на корреспондентские счета кредитных организаций.
В связи с этим очень важным вопросом представляется порядок списания денежных средств с корреспондентских счетов кредитных организаций, который входит в сферу регулирования не только банковского и налогового права, но и в сферу регулирования общегражданского законодательства. Общая для этого института норма закреплена в ст. 854 ГК РФ.
В соответствии с ней списание денежных средств со счета осуществляется только по распоряжению владельца счета, за исключением списания средств по решению суда или в иных случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Ст. 28 Закона о банках и банковской деятельности в целом повторяет нормы Гражданского кодекса о случаях списания денежных средств со счета их владельца. В связи с тем, что предметом вышеупомянутого закона является деятельность кредитных организаций, необходимо отметить следующее.
С точки зрения гражданского законодательства корреспондентские счета, являясь разновидностью банковского счета, не служат объектом особого регулирования. На них, как уже было сказано, распространяются общие нормы гражданского права, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
В то же время, учитывая специфику корреспондентских счетов, на которых аккумулируются не только собственные средства банков, но и средства их клиентов, корреспондентские счета все же имеют особенность, требующую дополнительного регулирования как законодателем, так и органом банковского регулирования в лице Банка России. Поэтому вопросы списания денежных средств с корреспондентских счетов кредитных организаций являются объектом пристального внимания Банка России.
Списание денежных средств может быть осуществлено в следующих случаях: 1) по распоряжению (платежному поручению) кредитной организации-владельца счета, либо с ее согласия. В последнем случае имеются в виду дебетовые операции, предусматривающие списание обслуживающим банком денежных средств по выставленным платежным требованиям, акцептованным банком-плательщиком. Списание может быть осуществлено и в безакцептном порядке (т.е. на основании только расчетного документа без последующего одобрения банком-плательщиком), если такой порядок предусмотрен договором о корреспондентском счете, либо соглашением между плательщиком и получателем платежа. Однако, по мнению автора, в сфере межбанковских расчетов кредитные организации не вправе предусматривать в договоре корреспондентского счета возможность безакцептного списания; 2) без ведома либо одобрения кредитной организации списание средств с ее корреспондентского счета может производиться только по решению суда и в иных случаях, предусмотренных законом. Здесь мы имеем дело с так называемым бесспорным списанием, т.е. когда банк, обслуживающий счет кредитной организации, при поступлении надлежащим образом оформленных документов обязан произвести списание без уведомления владельца счета. Получив платежные документы, основанные на судебном решении или содержащие законные требования, банк-корреспондент (т.е. банк, обслуживающий корреспондентский счет) не вправе пересматривать правомерность таких требований по существу и обязан произвести списание. Причем необходимо подчеркнуть, что термин "бесспорное списание" не означает ограничения каких-либо процессуальных прав банка-владельца счета на возбуждение в дальнейшем спора в компетентных органах по факту правомерности такого списания.
По своей экономической сути и механизму осуществления бесспорный и безакцепный способы списания очень близки. Безакцептное списание можно рассматривать как форму бесспорного. Особенность безакцептной разновидности заключается лишь в основании списания.
Списание по решению судебных органов или в предусмотренных законом случаях по своей юридической природе не требует согласия должника. В то же время право на безакцептное списание возникает в случае соответствующего волеизъявления должника на списание денежных средств без его согласия, которое может быть реализовано только в договорном порядке. В целом применение термина "безакцептное списание" является корректным при списании средств по обязательствам, возникающим из договора.
Однако необходимо отметить, что действующее гражданское законодательство не содержит указанных понятий. В ст. 854 ГК РФ данные виды списания денежных средств объединены общей формулировкой - "списание средств без распоряжения владельца счета".
В настоящее время правом бесспорного списания денежных средств (помимо взыскателей, в пользу которых судом было вынесено решение о взыскании) обладают налоговые органы (в соответствии со ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") и органы таможенного контроля (согласно ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Совета Министров РФ от 27 августа 1993 г. N 864 "О Федеральном казначействе Российской Федерации" органы федерального казначейства также вправе выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании в бесспорном порядке со счетов юридических лиц бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также сумм штрафов и пени (взыскание штрафных санкций исполняется налоговыми органами).
В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее - ПФР), утвержденным постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, недоимки по страховым взносам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные п. 7 настоящего Порядка, взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов - в судебном порядке и зачисляются в доход ПФР. Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные органы при взыскании в бесспорном порядке указанных сумм пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов.
Бесспорное взыскание недоимок, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФР путем списания на счета ПФР средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФР.
Кроме того, правом бесспорного списания, в соответствии с Законом о Центральном банке, обладает Банк России в части списания с кредитных организаций недоимок по обязательному резервированию, а также сумм штрафов за несоблюдение резервных требований.
При наличии на корреспондентском счете денежных средств, достаточных для удовлетворения всех предъявленных к счету требований, списание их осуществляется в порядке календарной очередности поступления распоряжений кредитной организации-владельца счета и других документов на списание, если иное не предусмотрено законом.
В случае, если денежных средств на счете кредитной организации недостаточно для удовлетворения поступивших требований, то списание денежных средств осуществляется с соблюдением установленной законом очередности.
В соответствии с ч.2 ст. 855 ГК РФ в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Расчетные документы на списание сумм штрафов, пеней и других финансовых санкций, поступающих в доходы бюджетов всех уровней, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, исполняются кредитными организациями в очередности, установленной для основного платежа.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что установленная гражданским законодательством очередность списания средств противоречит порядку, установленному для списания налогов и иных обязательных платежей, так как в соответствии с налоговым законодательством, на отношения которого, согласно ст. 2 ГК РФ, действие гражданского законодательства не распространяется, уплата обязательных платежей в бюджет производится в первоочередном порядке. В этом вопросе, к сожалению, мы сталкиваемся со ставшей уже традиционной для российской правовой системы коллизией законов. Безусловно, данная проблема требует законодательного урегулирования.
При расчетах по своим обязательствам, а также по обязательствам своих клиентов кредитная организация самостоятельно формирует расчетные документы по группам очередности. Банк, обслуживающий счет, не проверяет соответствие законодательству очередности и сроков платежа, указанных кредитными организациями в платежных поручениях.
Более детально порядок списания денежных средств с корреспондентских счетов кредитных организаций урегулирован Положением о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций, введенным в действие Приказом Банка России от 1 марта 1996 г. N 02-52.
К разряду межбанковских операций относятся также операции Банка России по кредитованию банков. Ст. 28 Закона "О банках и банковской деятельности" закрепляет право кредитных организаций на обращение в Банк России как к кредитору последней инстанции (п. 3 ст. 4 Закона "О Центральном банке Российской Федерации") за получением кредитов в случае недостатка собственных средств либо для поддержания ликвидности. В соответствии с данной нормой условия кредита и порядок его предоставления (в том числе плата за кредит, сроки погашения и штрафные санкции) определяются Банком России.
В настоящий момент кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется в следующих формах.
Согласно Положению "О порядке предоставления ЦБ РФ однодневных расчетных кредитов банкам", утвержденному приказом Банка России от 9 июля 1996 г. N 02-230, ЦБ РФ предоставляет кредитным организациям расчетный кредит в валюте Российской Федерации на один операционный день. Данный кредит предоставляется в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Однодневный расчетный кредит означает осуществление Банком России платежей с корреспондентского счета банка при временном отсутствии или недостаточности на нем денежных средств в пределах установленного лимита на основании договора о кредитовании корреспондентского счета. Лимит предоставляемого одному банку расчетного кредита определяется Советом директоров Банка России. Для получения данного кредита банк должен соответствовать ряду требований. В частности, кредитная организация не должна иметь задолженности перед Банком России, а также задолженности по обязательным платежам и по другим обязательствам (отсутствие картотеки к внебалансовым счетам N 9920 и 9919), своевременно и в полном объеме выполнять обязательные резервные требования и осуществлять плату за пользование однодневным расчетным кредитом надлежащим образом, т.е. иметь положительную кредитную историю. Для данного вида кредитования характерны отсутствие обеспечения (кроме представляемого кредитной организацией письменного обязательства возвратить кредит) и обязательное указание в договоре права Банка России в случае ненадлежащего исполнения кредитной организацией своих обязанностей взыскивать задолженность без распоряжения банка-должника в пятой группе платежей. Однодневные расчетные кредиты предоставляются учреждениями Банка России, обслуживающими счет кредитной организации.
При отсутствии или недостаточности средств у банка на корреспондентском счете для осуществления безотлагательных платежей учреждение Банка России по месту нахождения основного счета кредитной организации может выдать кредит на срок до 7 рабочих дней (порядок предоставления данного кредита установлен письмом Банка России от 13 декабря 1995 г. N 214). Данный кредит выдается под залог ликвидных активов при условии полного отсутствия кредитного риска. Кредит выдается за счет централизованных кредитных ресурсов Банка России на основании кредитного договора и не может превышать 25% от суммы депонируемых в Банке России обязательных резервов на момент оформления кредита.
В целях совершения активных операций Банка России и развития инструментов реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ предоставляет кредитным организациям ломбардный кредит.
Ломбардный кредит - это краткосрочная фиксированная по размерам ссуда, которая обеспечивается легко реализуемым движимым имуществом или правами. Ломбардное кредитование Банком России осуществляется в виде выдачи коммерческим банкам кредита под залог ценных бумаг. Список ценных бумаг, являющихся обеспечением при ломбардном кредитовании, ограничен. В соответствии с приказом Банка России от 13 марта 1996 г. N 02-63, который ввел в действие Положение о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам, в качестве обеспечения ломбардных кредитов могут выступать государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ). Ломбардный список, а также его изменения утверждаются Советом директоров Банка России. Ломбардный кредит предоставляется на срок до 30 дней территориальным учреждением Банка России на основании договора. Ломбардные кредиты выдаются на аукционной основе по устанавливаемой ломбардной ставке. Порядок ломбардного кредитования, депозитарный учет и иные условия определяются указанным Положением и договором.
Последней формой кредитования Банком России кредитных организаций в порядке рефинансирования является предоставление Банком России кредитов на аукционной основе. Порядок размещения Банком России кредитов на аукционной основе определен Временным положением о кредитных аукционах Центрального банка Российской Федерации от 15 февраля 1994 г. N 13-1/191.
Осуществление расчетов кредитными организациями
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" одной из целей деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Согласно ст. 80 данного Закона Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации.
Законом "О банках и банковской деятельности" также определено, что основные функции регулирования расчетов принадлежат Банку России, и лишь по вопросам, не урегулированным Банком России, стороны вправе самостоятельно устанавливать порядок и правила проведения отдельных видов расчетов. Это связано с тем, что гл. 46 ГК РФ, регулируя основные формы осуществления расчетов, вместе с тем не содержит полного списка форм безналичных расчетов, предусматривая, что законом или обычаями делового оборота могут устанавливаться иные формы осуществления безналичных расчетов - не определенные Гражданским кодексом и принятыми в соответствии с ним актами Банка России.
Выпускаемые в последнее время субъектами федерации, а также юридическими лицами суррогаты в виде расчетно-товарных чеков, квитанций, талонов и т.д. не могут быть расценены как платежные средства, не могут быть отнесены к формам безналичных расчетов и не могут служить основанием для проведения операций по счетам клиентов в кредитных организациях, в том числе по выдаче наличных, зачислению средств на счета клиентов и другим операциям.
Осуществление международных расчетов производится в соответствии с федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике. В частности, в международной практике сложились правила, применяемые участниками внешнеэкономической деятельности при расчетах документарными аккредитивами4, чеками5, а также при расчетах по инкассо6 и при кредитовых переводах7.
Обязанности банка по договору банковского счета оговорены в упоминавшейся уже ст. 845 ГК РФ. Анализ ее положений позволяет сделать вывод, что в целом обязанности банка по данному виду договора заключаются в осуществлении и исполнении для владельца счета банковских операций и услуг. Поэтому договор банковского счета следует относить к разряду договоров на оказание услуг, в которых со стороны кредитной организации отсутствует денежное обязательство. В то же время в рамках договора банковского счета у клиента (владельца счета) по отношению к банку денежное обязательство может иметь место в виде обязательства по оплате услуг банка по совершению операций с денежными средствами клиента. Однако основанием возникновения данного обязательства согласно ст. 851 ГК РФ может быть только договор.
В связи с этим одной из обязанностей Банка России и кредитной организации в рамках договора банковского счета является своевременное перечисление денежных средств клиента и зачисление их на указанный в платежном документе счет. Согласно действующему законодательству срок осуществления расчетной операции может устанавливаться законом или договором между банком и владельцем счета, а также предусматриваться в платежном документе плательщика. Срок осуществления расчетной операции является важным фактором, учитываемым при наступлении для банка гражданско-правовой ответственности для определения ее размера в процессе ненадлежащего выполнения банком своих обязательств по перечислению и зачислению денежных средств.
Согласно положению, установленному ст. 80 Закона о Центральном банке, общий срок безналичных расчетов не должен превышать 2 операционных дней в пределах субъекта РФ и 5 операционных дней в пределах РФ.
Данная норма закрепляет общие сроки для осуществления расчетных операций вообще, не предусматривая особых санкций за их несоблюдение. Вместе с тем законодательство содержит также иные нормы о сроках расчетов, применяя их к операциям по договору банковского счета и к конкретным операциям в частности.
Цель такого регулирования очевидна. Установление законодательством для кредитных организаций сроков для осуществления последними расчетных операций по поручениям клиентов направлено на обеспечение интересов владельцев счетов, которые по договору банковского счета находятся в менее выгодных условиях, чем обслуживающий счет банк, являющийся более сильной стороной.
В ст. 31 Закона о банках и банковской деятельности законодатель определил, что перечисление и зачисление денежных средств должно быть произведено не позднее следующего операционного дня после получения банком соответствующего платежного документа. Таким образом, для перечисления средств по распоряжению клиента и для зачисления средств на его счет установлены равные сроки. Эти сроки, установленные ст. 31, могут быть изменены федеральным законом, договором либо платежным документом.
Аналогичная норма содержится в ст. 849 ГК РФ. Она регулирует сроки осуществления операций по договору банковского счета, причем предполагает, что срок зачисления средств на счет клиента может быть изменен только сторонами и только в сторону уменьшения. Сроки же перечисления либо выдачи средств со счета могут быть изменены кроме договора сторон также законом и принятыми в соответствии с ним банковскими правилами. По смыслу данной статьи установленные сроки для перечисления средств также не могут быть увеличены.
При расчетах платежными поручениями, согласно ст. 863 и 865 ГК РФ, срок перевода устанавливается законом. Общие сроки безналичных расчетов, как уже отмечалось, закреплены в ст. 80 Закона о Центральном банке. Более короткий срок может быть предусмотрен договором банковского счета либо определен применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Если ранее банковскими правилами определялся срок только для списания банком денежных средств со счета клиента, то в настоящий момент данный срок включает в себя обязанность банка не только списать средства со счета клиента, но и перечислить соответствующую сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении.
Необходимо сказать несколько слов об ответственности кредитной организации и Банка России за несвоевременное или неправильное зачисление денежных средств на счет клиента. Основанием возникновения данной ответственности является нарушение кредитной организацией обязательств по договору банковского счета.
Действующее законодательство содержит несколько составов правонарушений, предполагающих наступление ответственности за нарушение права владельца счета по владению, пользованию и распоряжению денежными средствами.
В ст. 395 ГК РФ установлена ответственность за нарушение правил пользования чужими денежными средствами. Ее нельзя квалифицировать как плату за пользование чужими денежными средствами, т.к. такая ответственность возникает лишь при наличии правонарушения, связанного с возникновением денежного обязательства вследствие неправомерно удерживаемых или используемых чужих денежных средств. По своей правовой природе ответственность, предусмотренная ст. 395, близка к ответственности за причинение убытков, а точнее - упущенной выгоды. Однако такой вид ответственности уже предусмотрен законодательством (ст. 393, 394 ГК РФ), поэтому представляется, что ответственность по ст. 395 ГК РФ является особым видом санкции, применяемым к виновным лицам за неисполнение только денежного обязательства и никакого иного.
Ст. 856 ГК РФ предусматривает санкции за нарушение обязательств по договору банковского счета и может быть применена только в отношении кредитных организаций, что значительно сужает круг лиц, подпадающих под ее действие. Порядок уплаты процентов за ненадлежащее совершение операций по счету установлен ст. 395 ГК РФ. Подчеркнем, что санкции, предусмотренные ст. 395 и 856 ГК РФ, имеют лишь общий механизм начисления процентов, но не основания их возникновения.
Ответственность, предусмотренную ст. 856 ГК РФ, можно квалифицировать как законную неустойку, которая может быть уменьшена судом, если она несоразмерна последствиям допущенных банком нарушений своих обязательств по обслуживанию счета клиента.
Условия договора банковского счета об исключении такой ответственности либо об уменьшении ее размера в силу п. 2 ст. 332 ГК РФ являются недействительными.
Ввиду того, что подобная санкция за нарушение обязательств по договору банковского счета предусмотрена в законодательном порядке, в том числе и нормой настоящей статьи, действующая ранее норма об ответственности банков за аналогичные нарушения обязательств, (установленная п. 7 Положения о штрафах за нарушение правил расчетных операций, утвержденного постановлением СМ СССР от 16 сентября 1983 г.) в настоящий момент не действует.
Думается, что несмотря на формальное сходство санкций, предусмотренных ст. 856 ГК РФ и ч. 3 ст. 31 закона "О банках и банковской деятельности" (и ту и другую можно определить как законную неустойку), основополагающим видом ответственности банков по данным основаниям следует считать неустойку, определенную ст. 856 ГК РФ. Санкция, установленная ч. 3 ст. 31 Закона о банках является дублирующей и применяется в отношении нарушений, которые не подпадают под ответственность, установленную ст. 856 ГК.
В случае необоснованного списания денежных средств банком (что может выражаться в списании средств в большем размере, чем это предписано платежным документом; списании без платежного документа либо с нарушением требований законодательства или банковских правил, которое привело к нарушению гражданских прав клиента) неустойка начисляется и уплачивается со дня списания средств по день их восстановления на счете. При расчете суммы неустойки учитывается ставка, действующая на день восстановления средств на счете. При взыскании неустойки в судебном порядке ставка процента может определяться либо на день предъявления иска, либо на день вынесения решения.
Необходимо отметить, что действующее законодательство использует различную терминологию для характеристики ставок, учитываемых при расчете ответственности, связанной с нарушением денежного обязательства и договора банковского счета. Так, ст. 395 ГК РФ исчисляет ответственность по учетной ставке банковского процента; Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" содержит понятие "процентная ставка Банка России" (ст. 16); ст. 31 Закона "О банках и банковской деятельности" предполагает расчет процентов по ставке рефинансирования Банка России. Несмотря на внешние разногласия суть во всех случаях одна: под этими понятиями подразумевается ставка Банка России, устанавливаемая последним в процессе осуществления денежно-кредитной политики при кредитовании коммерческих банков в порядке рефинансирования. В связи с этим представляется, что наиболее корректным было бы определить данную ставку как "ставку рефинансирования Банка России". Ставка рефинансирования в установленном порядке пересматривается Банком России и является одним из наиболее важных и действенных инструментов денежно-кредитной политики.
Несвоевременное зачисление денежных средств (просрочка) может являться основанием для наступления ответственности в порядке ст. 856 ГК РФ в случаях: а) незачисления средств на счет получателя в срок, установленный ст. 849 ГК (при внутрибанковских расчетах), б) если поручения плательщика, имеющие соответствующее покрытие (при наличии средств на корреспондентском счете банка-плательщика у банка-посредника), не зачислены в установленный срок на счет банка-посредника.
Гражданский кодекс содержит также норму об ответственности за нарушение расчетных операций при расчетах платежными поручениями, предполагающую наличие ситуации, при которой нарушение банком расчетных операций повлекло неправомерное удержание денежных средств. В этом случае для банка наступает ответственность, предусмотренная ст. 395 ГК. Причем ответчиком может стать и банк, не связанный с плательщиком договорными отношениями.
При применении к банкам ответственности, связанной с несвоевременным либо неправильным зачислением денежных средств, необходимо учитывать ее соразмерность допущенному при расчетных операциях нарушению. По мнению автора, удовлетворение требования плательщика о привлечении банка к ответственности, предусмотренной ст. 856 ГК, должно исключать возможность одновременного удовлетворения требований о взыскании с банка процентов в порядке ч. 3 ст. 866 ГК РФ.
Открытие счетов в кредитных организациях
Согласно ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан могут производиться в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Каждый счет имеет свой режим и свой порядок регулирования. Банк обязан совершать для клиента только те операции, которые предусмотрены для счетов данного вида (ст. 848 ГК РФ).
Счет является не только институтом, при помощи которого его владелец осуществляет предпринимательскую либо иную деятельность, но и инструментом, позволяющим фиксировать движение денежных средств в целях бухгалтерского учета и отчетности.
Счета могут различаться по их назначению, по валюте учета, по субъектному составу их владельцев, по объему осуществляемых операций и другим признакам.
Действующими нормативными актами установлено право субъектов предпринимательской деятельности без ограничений открывать в кредитных организациях счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.
В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки вправе открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Законом предусмотрен согласительный порядок их открытия, т.е. счета клиентам банки открывают только по своему согласию. Вместе с тем для некоторых видов счетов законодательством установлены правила, которые ограничивают права банков открывать счета по своему усмотрению.
Так, в соответствии со ст. 834 ГК РФ договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором, что, согласно ст. 426 ГК РФ, означает невозможность для кредитной организации отказаться от заключения договора вклада (и соответственно, от открытия депозитного счета), если последняя имеет возможность предоставить вкладчику соответствующие услуги.
Согласно ст. 846 ГК РФ банк не вправе отказать клиенту в открытии банковского счета за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять его на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
Так, в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России вправе открывать счета и осуществлять их обслуживание только для определенной категории лиц. В соответствии со ст. 47 данного закона ЦБ РФ может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Действующим налоговым законодательством предусмотрены дополнительные требования к порядку открытия банками счетов клиентам, являющимся с точки зрения налогового права налогоплательщиками.
Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" банки и иные кредитные учреждения открывают налогоплательщикам расчетные (текущие) счета только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе; иные счета (включая валютные, ссудные, депозитные и другие) - при предъявлении ими документа (справки), удостоверяющего уведомление ими налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета.
Для открытия расчетных и иных счетов предприятия, учреждения и организации должны предъявлять в банк также справку о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, предусмотренном письмом Банка России от 26 января 1996 г. N 231.
В случае несоблюдения клиентом данных требований банк и иная кредитная организация обязаны отказать ему в открытии счета.
Порядок открытия, ведения и закрытия счетов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с действующими законодательными актами.
Открытие расчетных, текущих и бюджетных счетов осуществляется учреждениями банков в соответствии с Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. N 28.
Валютные счета резидентам, а также счета в валюте Российской Федерации нерезидентам могут быть открыты в соответствии с законодательством о валютном регулировании только в уполномоченных банках (т.е. банках и иных кредитных организациях, получивших лицензию Банка России на проведение валютных операций).
Согласно ст. 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"8 резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами РФ в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации9.
Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте в соответствии с данным Законом также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Уполномоченные банки имеют право для проведения расчетов по договорам и контрактам, заключенным российскими предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности, открывать счета в следующих иностранных валютах: австралийских долларах, австрийских шиллингах, английских фунтах стерлингов, бельгийских франках, немецких марках, голландских гульденах, датских кронах, итальянских лирах, канадских долларах, норвежских кронах, долларах США, финляндских марках, французских франках, шведских кронах, швейцарских франках, японских иенах, ЭКЮ, испанских песетах, греческих драхмах, ирландских фунтах, исландских кронах, кувейтских динарах, ливанских фунтах, португальских эскудо, сингапурских долларах, турецких лирах. Если межправительственными соглашениями Российской Федерации предусматривается возможность расчетов в других валютах, то уполномоченные банки вправе открывать счета на условиях, обозначенных в упомянутых документах.
Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации установлен Инструкцией Банка России от 16 июля 1993 г. N 16, а также Инструкцией Банка России N 45 "О специальных счетах в валюте Российской Федерации типа "С".
В практической деятельности возникают вопросы о порядке открытия временных (накопительных) счетов создающимся юридическим лицам. В соответствии со ст. 90 ГК РФ и ст. 34 Закона "Об акционерных обществах"10 на момент регистрации общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества их уставный капитал должен быть оплачен учредителями в размере не менее 50%. Согласно п. 1.1 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента от 8 июля 1994 г. N 1482, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть представлен документ, подтверждающий соответствующую оплату. Для зачисления учредителями денежных средств в уставный фонд на имя создаваемого юридического лица открывается временный (накопительный) счет в кредитной организации по месту государственной регистрации юридического лица. Данный счет открывается на том же балансовом счете, что и по основной деятельности. Для открытия временного (накопительного) счета в кредитную организацию представляются: заявление об открытии счета (подписанное учредителями юридического лица), копия учредительного договора или решения о создании юридического лица, нотариально заверенная карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться данным счетом, копия протокола заседания, свидетельствующая о создании юридического лица, об утверждении учредительного договора и о назначении лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, подписанного учредителями.
Справка налогового органа не представляется, поскольку в соответствии со ст. 4 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность постановки на учет лежит только на налогоплательщике, каковым может являться лишь юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию.
После государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности средства с временного счета перечисляются на открываемый в установленном порядке расчетный (текущий) счет зарегистрированного юридического лица.
В случае отказа в государственной регистрации накопительный счет закрывается. Для возврата средств учредителям следует представить решение об отказе в государственной регистрации и письменное заявление о возврате средств с накопительного счета.
Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" в банковскую практику фактически введена новая разновидность счета - "счет недоимщика". Предназначение данного счета состоит в осуществлении расчетов только по целевому признаку - для погашения субъектами налогообложения задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами. Открытие данного счета осуществляется в случае возникновения у налогоплательщика задолженности перед бюджетом. Причем открытие данного счета либо объявление любого иного расчетного счета в качестве счета недоимщика предполагает невозможность осуществления недоимщиком операций по другим счетам, кроме операций, направленных на погашение задолженности по обязательным платежам. В настоящий момент не представляется возможным дать какую-либо правовую характеристику данному явлению, главным образом ввиду отсутствия в законодательстве определения таких понятий, как "предприятие-недоимщик", "юридическое дело клиента", "счет недоимщика" и т.д.
При осуществлении банковской деятельности кредитная организация не вправе оказывать какое-либо предпочтение своим участникам в выдаче кредитов либо оказании иных банковских услуг перед иными клиентами и субъектами предпринимательской деятельности. Безусловно, учредители кредитных организаций обладают большим влиянием на хозяйственную деятельность банка (в том числе на возможность принятия его исполнительными органами тех или иных решений), чем другие лица, что ограничивает права последних. Данное обстоятельство следовало бы квалифицировать как злоупотребление правом. Поэтому банкам и другим кредитным организациям не разрешается устанавливать для своих учредителей (участников) льготный порядок получения кредитов, гарантий, поручительств и иных услуг, отличный от порядка, применяемого при оказании аналогичных услуг другим субъектам. Кроме того, Инструкцией Банка России от 30 января 1996 г. N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" установлен обязательный экономический норматив деятельности кредитных организаций, предусматривающий максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9), нарушение которого влечет применение к кредитной организации мер воздействия, предусмотренных ст. 75 Закона о Центральном банке РФ.