Об обоснованности взимания пени, применения обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде штрафа
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2013 г. N 03-02-08/30
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и в части вопросов, относящихся к сфере ведения Департамента, сообщается следующее.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщики самостоятельно исполняют обязанность по уплате налогов в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 Кодекса).
В случае несвоевременной уплаты (перечисления) налогов и сборов взимаются пени в порядке, установленном ст. 75 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 75 Кодекса не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, а также в случаях, указанных в п. 3 ст. 76 и пп. 2 п. 10 ст. 101 Кодекса.
Ответственность за совершение налогового правонарушения в виде установленных Кодексом штрафов несет организация при установлении факта его совершения и наличии ее вины в совершении этого налогового правонарушения.
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом (п. 1 ст. 108 Кодекса).
Предложение об отмене пеней и штрафов за совершение налоговых правонарушений, а также обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банках представляется необоснованным.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
29.04.2013