Организация A реорганизована путем присоединения к организации B. После завершения процедуры присоединения директор организации-правопреемника (B) издал приказы о приеме на работу работников присоединенной организации. Организация-правопреемник (B) после реорганизации определяла базу для начисления страховых взносов с учетом выплат и вознаграждений, произведенных в пользу работников присоединившейся организации

Однако территориальный орган ПФР по результатам проведенной проверки составил акт, в котором указано следующее: "... организацией-правопреемником изданы приказы о приеме на работу работников присоединившегося юридического лица. Следовательно, трудовые отношения с работниками с момента издания приказов являются вновь начавшимися. При таких обстоятельствах правопреемник обязан вновь определять базу для начисления страховых взносов ...". Территориальный орган ПФР полагает, что страховые взносы подлежат доначислению. Иных доводов, кроме как наличие приказов, в акте проверки не приводится.

Правомерна ли позиция территориальных органов ПФР? Действительно ли издание приказов свидетельствует о том, что трудовые отношения с работниками были прерваны и начались вновь?

Ответ: В отношении работников присоединившихся юридических лиц база для начисления страховых взносов не должна исчисляться заново. База может формироваться с учетом выплат присоединенных юридических лиц. При этом тот факт, что организация-правопреемник (B) издала приказы о приеме на работу работников присоединенной организации (A), прямо не свидетельствует о том, что трудовые отношения с работниками были прерваны и начались вновь. Не исключено, что позиция территориального органа ПФР, изложенная в акте проверки, неправомерна и может быть обжалована в том числе в судебном порядке. Судебная практика по схожим делам, как правило, на стороне организаций.

Обоснование: При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (абз. 2 п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ).

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

В силу ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ любая реорганизация организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Из данной нормы, по нашему мнению, следует, что трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически, работников не нужно увольнять и принимать на работу в новую организацию.

При этом, если организация-правопреемник (B) все же издала приказы о приеме на работу работников, это не означает, что трудовые отношения с ними прекратились и начались вновь.

Что же касается права организации-правопреемника (B) определять базу для начисления страховых взносов с учетом выплат, произведенных в пользу работников присоединившейся организации, то необходимо отметить следующее.

База для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

В случае реорганизации организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются ее правопреемником (правопреемниками) - ч. 16 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.

При этом в Законе N 212-ФЗ прямо не сказано о том, обязана ли организация-правопреемник формировать базу для начисления страховых взносов заново или база может формироваться с учетом уже произведенных в расчетном периоде выплат и вознаграждений.

Однако судьи считают, что в отношении работников присоединившихся юридических лиц база для начисления страховых взносов не должна исчисляться заново. База может формироваться с учетом выплат присоединенных юридических лиц (например, Определение ВАС РФ от 10.10.2012 N ВАС-9843/12 по делу N А42-6683/2011, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2012 по делу N А42-5686/2011, ФАС Дальневосточного округа от 23.05.2012 N Ф03-1596/2012, ФАС Поволжского округа от 29.05.2012 по делу N А65-19100/2011).

Обратим внимание, что судьи приходят, в частности, к следующим выводам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2013 по делу N А75-5144/2012):

- правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ;

- обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.

Также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2013 по делу N А75-5144/2012 отмечается, что факт продолжения трудовых отношений подтверждается в том числе приказами организации-правопреемника о приеме работников на работу на прежних условиях. Иными словами, изданные приказы могут (с учетом конкретных обстоятельств дела) подтверждать факт продолжения трудовых отношений, а не опровергать этот факт. Более того, в этом Постановлении судьи отметили, что для определения облагаемой базы по страховым взносам имеет решающее значение характер отношений между организацией и работником. Полагаем, что территориальные органы ПФР при проверках должны оценивать характер отношений между организацией и работниками, а не формально оценивать наличие (или отсутствие) каких-либо документов.

С учетом этого, если организация не согласна с выводами территориального органа ПФР, изложенными в акте проверки, по нашему мнению, имеет смысл рассмотреть вопрос об обжаловании этого акта (ст. 54 Закона N 212-ФЗ).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

26.04.2013