Работодатель разрабатывает проект правил внутреннего трудового распорядка. В организации отсутствует первичная профсоюзная организация, однако работниками на общем собрании был избран представитель. Необходимо ли направлять указанному представителю в соответствии с ч. 1 ст. 190 ТК РФ проект правил для учета его мнения?

Ответ: В случае если в организации отсутствует первичная профсоюзная организация, однако работниками на общем собрании был избран представитель, работодатель при разработке проекта правил внутреннего трудового распорядка должен направить ему проект правил для учета его мнения, так как в указанной ситуации представитель работников правомочен представлять интересы работников при проведении процедуры учета мнения представительного органа работников.

Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 189 Трудового кодекса РФ трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР) - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК РФ).

Порядок утверждения ПВТР установлен в ст. 190 ТК РФ, согласно которой ПВТР утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. ПВТР, как правило, являются приложением к коллективному договору.

В силу ч. 1 ст. 53 ТК РФ учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашением, является одной из форм участия работников в управлении организацией.

При этом согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ интересы работников при реализации права на участие в управлении организацией представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Особенности представления интересов работников первичными профсоюзными организациями установлены в ст. 30 ТК РФ, в соответствии с которой первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

В то же время в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган) (ч. 1 ст. 31 ТК РФ).

При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК РФ).

Таким образом, в том случае, если в организации отсутствует первичная профсоюзная организация, представитель, избранный работниками на общем собрании, правомочен представлять интересы работников при реализации права на управление организацией, то есть в том числе при проведении процедуры учета мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 53 ТК РФ).

Следовательно, работодатель обязан учитывать мнение представителя работников в том числе и при утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 190 ТК РФ) в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ.

Перед принятием решения работодатель должен направить проект ПВТР и обоснование по нему представителю работников (ч. 1 ст. 372 ТК РФ).

Представитель работников не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта ПВТР направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (ч. 2 ст. 372 ТК РФ).

В случае если мотивированное мнение представителя работников не содержит согласия с проектом ПВТР либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с представителем работников в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК РФ).

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять ПВТР, который может быть обжалован представителем работников в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Представитель работников также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ (ч. 4 ст. 372 ТК РФ).

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене ПВТР, обязательное для исполнения (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

Е. А.Чершинцева

Национальный исследовательский

университет "Высшая школа экономики"

25.04.2013