В результате проведенной административным органом проверки организации на предмет соблюдения последней законодательства о рынке ценных бумаг было установлено, что у организации отсутствуют оригиналы дополнений в решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Может ли организация в рассматриваемой ситуации быть привлечена к административной ответственности? Если да, то на каком основании? Может ли быть признано малозначительным такое правонарушение?
Ответ: Организация (ОАО) может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнение обязанности по хранению предусмотренных законодательством документов (оригиналов дополнений в решения о дополнительном выпуске ценных бумаг).
Основываясь на анализе судебной практики по аналогичным вопросам, считаем, что данное правонарушение может быть расценено как малозначительное.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) помимо перечисленных в данном пункте документов акционерное общество обязано хранить иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
В рассматриваемом вопросе административным органом установлено отсутствие у организации оригиналов дополнений в решения о дополнительном выпуске ценных бумаг.
Согласно п. 2 ст. 89 Закона N 208-ФЗ общество хранит документы, предусмотренные п. 1 указанной статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России.
Исходя из пп. 2.1.4 п. 2.1 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс (далее - Положение N 03-33/пс), акционерное общество обязано постоянно хранить решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, изменения и (или) дополнения в решения о выпуске (дополнительном выпуске) и (или) проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, зарегистрированные в установленном порядке регистрирующими органами.
Согласно п. 3.1 Положения N 03-33/пс организация хранения документов общества обеспечивается его единоличным исполнительным органом.
В соответствии с п. 3.4 Положения N 03-33/пс хранению подлежат подлинники документов общества. В случае утраты или повреждения подлинника документа общества хранению подлежит заверенная в установленном порядке копия такого документа. О каждом случае утраты или повреждения подлинника документа общества должен быть составлен соответствующий акт с указанием причины утраты или повреждения, приобщаемый к передаваемой на хранение копии документа общества и подлежащий хранению вместе с ней. Указанный акт должен быть подписан руководителем структурного подразделения и утвержден единоличным исполнительным органом общества, а в случае утраты или повреждения документов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности - также главным бухгалтером общества.
Статья 2.9 КоАП РФ гласит, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Так, в Определении ВАС РФ от 07.03.2013 N ВАС-2328/13 суд в аналогичной ситуации счел, что отсутствие на момент проверки у организации оригиналов дополнений в решения о дополнительном выпуске ценных бумаг не несет существенной угрозы охраняемым правоотношениям, и признал такое правонарушение малозначительным.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ за неисполнение обязанности по хранению предусмотренных законодательством документов. Основываясь на анализе судебной практики по аналогичным вопросам, считаем, что данное правонарушение может быть расценено как малозначительное.
А. А.Филонов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
22.05.2014