В организации работают более 100 человек. Первичная профсоюзная организация, не зарегистрированная в качестве юридического лица, внесенная в реестр первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюз), обратилась к генеральному директору с требованием предоставить профсоюзу отапливаемое помещение. Генеральным директором указанное обращение оставлено без ответа. Генеральный директор полагает, что правомерно оставил обращение без ответа и что профсоюз не вправе подать на него заявление в суд за неправомерное бездействие, поскольку в отсутствие регистрации в качестве юридического лица профсоюз не обладает правоспособностью юридического лица и, следовательно, правом на обращение в суд с подобным требованием. Правомерны ли требования профсоюза и может ли профсоюз обратиться в суд за оспариванием бездействия генерального директора?

Ответ: В представленном случае требования профсоюза являются правомерными. Первичная профсоюзная организация, не зарегистрированная в качестве юридического лица, внесенная в реестр первичных профсоюзных организаций, имеет право на обращение в суд за признанием незаконным бездействия должностного лица (генерального директора), выразившегося в оставлении без ответа обоснованного обращения профсоюза.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 02.07.2013) (далее - Закон N 10-ФЗ) отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 10-ФЗ отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

В представленной ситуации в организации работают более 100 человек. Первичная профсоюзная организация, не зарегистрированная в качестве юридического лица, внесенная в реестр первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюз), обратилась к генеральному директору с требованием предоставить профсоюзу отапливаемое помещение.

Часть 2 ст. 377 Трудового кодекса РФ гласит, что работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное отапливаемое электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Таким образом, считаем, что в представленном случае требование профсоюза к генеральному директору правомерно.

Генеральный директор полагает, что организация не вправе подать на него в суд за неправомерное бездействие, поскольку в отсутствие регистрации в качестве юридического лица профсоюз не обладает правоспособностью юридического лица и, следовательно, правом на обращение в суд с подобным требованием.

Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Исходя из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Пункт 5 ст. 4 Закона N 59-ФЗ гласит, что должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 255 ГПК РФ гласит, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - Постановление N 2) гласит, что в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно абз. 9, 10 п. 1 ст. 8 Закона N 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица. Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

Согласно ст. 7 Конвенции N 87 Международной организации труда "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ) (далее - Конвенция N 87) приобретение прав юридического лица организациями трудящихся и предпринимателей, их федерациями и конфедерациями не может быть подчинено условиям, способным воспрепятствовать применению постановлений ст. ст. 2, 3 и 4.

Статьи 2, 3, 4 Конвенции N 87 гласят, что трудящиеся и предприниматели, без какого бы то ни было различия, имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения их уставам. Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти должны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Организации трудящихся и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

Учитывая изложенное, считаем, что в представленном случае требования профсоюза являются правомерными. Первичная профсоюзная организация, не зарегистрированная в качестве юридического лица, внесенная в реестр первичных профсоюзных организаций, имеет право на обращение в суд за признанием незаконным бездействия должностного лица (генерального директора), выразившегося в оставлении без ответа обоснованного обращения профсоюза.

Аналогичные доводы содержатся в Апелляционном определении Владимирского областного суда от 21.05.2013 N 33-1612/2013, где суд в отношении аналогичной ситуации указывает, что в совокупности, исходя из содержательно-правового смысла перечисленных норм и учитывая положение ст. 7 Конвенции N 87, права профсоюзов в сфере представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников осуществляются вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве юридического лица или нет, в том числе и при защите прав и интересов в суде.

А. А.Филонов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

22.05.2014