Организация добывает полезное ископаемое из забалансовых запасов полезного ископаемого. Правомерно ли в данном случае применение в отношении добытого полезного ископаемого ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 процентов по аналогии с налогообложением полезных ископаемых, добытых из некондиционных запасов полезных ископаемых?
Ответ: Применение организацией, осуществляющей добычу полезного ископаемого из забалансовых запасов полезного ископаемого, ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 процентов по аналогии с налогообложением полезных ископаемых, добытых из некондиционных запасов полезных ископаемых, неправомерно.
Обоснование: На основании ст. 342 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) по ставке 0 процентов (рублей) производится, в частности, в отношении полезных ископаемых, добытых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). При этом отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, которыми предусмотрено, что отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (далее - Роснедра) по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
При этом сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным направляются Роснедрами в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии с Временными методическими рекомендациями по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам, утвержденными Распоряжением МПР России от 10.09.2003 N 403-р, к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получения продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Отнесение полезных ископаемых к некондиционным осуществляется при государственной экспертизе технико-экономического обоснования постоянных кондиций.
Приказом МПР России от 07.03.1997 N 40 утверждена Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.
Согласно п. 5.1 данной Классификации запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основных группы, подлежащих раздельному подсчету и учету:
- балансовые (экономические);
- забалансовые (потенциально экономические).
Балансовые (экономические) запасы подразделяются на:
а) запасы, извлечение которых на момент оценки, согласно технико-экономическим расчетам, экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды;
б) запасы, извлечение которых на момент оценки, согласно технико-экономическим расчетам, не обеспечивает экономически приемлемой эффективности их разработки в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при осуществлении со стороны государства специальной поддержки недропользователя в виде налоговых льгот, субсидий и т. п.
К забалансовым (потенциально экономическим) запасам относятся:
а) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горнотехническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам;
б) запасы, извлечение которых на момент оценки экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки, но использование которых в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или при техническом прогрессе, обеспечивающих снижение издержек производства.
Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.
При подсчете забалансовых запасов производится их подразделение в зависимости от причин отнесения к забалансовым (экономических, технологических, горнотехнических, экологических и т. п.).
Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В этих обоснованиях должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений, дана их стоимостная оценка и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований природоохранительного законодательства.
Таким образом, несмотря на сходные природно-технологические трудности нахождения и извлечения некондиционных и забалансовых запасов полезных ископаемых, сопоставление их признаков не дает оснований в целях применения положений гл. 26 Кодекса для вывода о тождественности понятий "забалансовые запасы" и "некондиционные запасы", поскольку некондиционные запасы - это запасы, не соответствующие определенным требованиям, в первую очередь по качеству, а забалансовые запасы - запасы соответствующего качества, но в определенный период времени не рентабельные к добыче в силу некоторых обстоятельств, причем не только экономических, но и технологических, горнотехнических, экологических и т. д.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения Кодекса, которым предусмотрено применение ставки НДПИ в размере 0 процентов (рублей) только в отношении полезного ископаемого, добытого из некондиционных запасов, идентифицируемых в определенном порядке, а также сложившуюся судебную практику по данному вопросу (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2012 по делу N А03-11565/2011, Определения ВАС РФ от 31.07.2012 N ВАС-7486/12 по делу N А03-7357/2011 и N ВАС-9972/12 по делу N А03-11565/2011), применение нулевой ставки НДПИ при добыче полезных ископаемых из забалансовых запасов полезных ископаемых представляется неправомерным.
И. К.Золотарева
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
23.04.2013