Установив несоответствие формы одного из документов, входящих в состав заявки, требованиям конкурсной документации, конкурсная комиссия отказала организации-участнику в допуске к участию в открытом конкурсе на поставку товаров. Правомерен ли такой отказ, если раздел конкурсной документации, содержащий образцы форм, входящие в состав заявки на участие в конкурсе, именовался как приблизительные образцы форм?

Ответ: Конкурсная комиссия вправе отклонить заявку на участие в конкурсе, не соответствующую требованиям конкурсной документации. Однако, учитывая различные позиции судов по рассматриваемому вопросу, участник размещения заказа может оспорить в суде отказ в допуске к конкурсу.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В силу п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе.

На основании ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений Закона N 94-ФЗ, которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе и признанным участниками конкурса, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе и не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.

Из взаимосвязанного анализа конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, соответствующие положениям Закона N 94-ФЗ и обязательные для участников размещения заказа; заявка на участие в конкурсе подается по форме, которая установлена именно конкурсной документацией, - другого порядка установления требований к оформлению заявки на участие Закон N 94-ФЗ не устанавливает. Таким образом, заявка, не отвечающая требованиям, содержащимся в конкурсной документации, правомерно отклоняется конкурсной комиссией.

В то же время из указанных норм не совсем ясно, может ли несоблюдение формы конкурсной заявки при указании всех достоверных сведений согласно требованиям документации служить достаточным основанием для ее отклонения.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 30.09.2010 N А56-10609/2010 указал, что заказчик самостоятельно определяет в конкурсной документации требования к форме заявки, которые не должны противоречить положениям Закона N 94-ФЗ и являются обязательными для исполнения участником размещения заказа. Организация, подавая заявку в форме, отличной от утвержденной заказчиком, должна была сознавать возможность наступления неблагоприятных для нее последствий, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, в том числе в виде отказа в допуске к участию в конкурсе.

Однако в судебной практике высказывается и иная позиция по данному вопросу. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2011 N А32-35364/2010 указано, что рассмотрение заявок на предмет соответствия отдельным пунктам конкурсной документации не может проходить в отрыве от системного и взаимосвязанного восприятия всей заявки (по совокупности всех ее слагаемых).

Сама по себе допущенная в тексте заявки и анкете ошибка (техническая опечатка) в наименовании партнерства, притом что заявка оформлена на фирменном бланке партнерства и заверена его печатью, содержащих полное наименование партнерства, никоим образом не влияла на действительность сведений.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2011 N А10-3255/2010 признан неправомерным отказ в допуске к участию в открытом конкурсе из-за несоответствия формы конкурсной заявки форме конкурсной документации, так как арбитражными судами установлено, что в конкурсной документации отсутствует указание на необходимость оформления заявки на участие в открытом конкурсе в точном соответствии с формой конкурсной документации, а необходимые документы указаны участником.

Учитывая отсутствие единообразия в судебной практике по рассматриваемому вопросу, участник размещения заказа может оспорить в судебном порядке решение комиссии об отказе в допуске к конкурсу.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

23.04.2013