Документацией об открытом конкурсе на поставку товаров заявлено 4 лота. Положениями документации об открытом конкурсе предусмотрено, что по каждому лоту формируется отдельная заявка, включающая ее форму и все документы для участия в открытом конкурсе, предусмотренные документацией и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Участник размещения заказа подал заявку на участие, в которую входили формы заявок на участие, запечатанные в отдельные конверты, а также один пакет документов, являющийся общим для всех заявок. Правомерен ли отказ конкурсной комиссии в допуске участника к участию в открытом конкурсе ввиду несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации?

Ответ: Учитывая отсутствие единообразия в судебной практике по рассматриваемому вопросу, участник имеет право оспорить отказ конкурсной комиссии в допуске к участию в открытом конкурсе ввиду несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации при рассматриваемых обстоятельствах в суде, ссылаясь на то, что из положений законодательства о размещении заказов не следует, что заявка по каждому из лотов должна быть оформлена отдельным пакетом документов.

Обоснование: В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

В силу ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка. Участник размещения заказа вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) (ч. 2 ст. 25 Закона N 94-ФЗ).

При этом обязательный перечень документов, которые должна содержать каждая заявка, определен положениями ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.

На основании ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

В соответствии с императивным требованием ч. 6 ст. 25 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).

Согласно ч. 10 ст. 25 Закона N 94-ФЗ каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией.

В силу ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Как следует из ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.

Учитывая вышеперечисленные положения законодательства о размещении заказов, заявку на участие в конкурсе следует подавать в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией; в отношении каждого предмета конкурса (лота) правомерно подать только одну заявку, которая должна, в свою очередь, подаваться в отдельном запечатанном конверте. Следовательно, в данном случае необходимо по каждому лоту сформировать отдельную заявку, но при этом нормами не установлено, что заявка по каждому из лотов должна быть оформлена отдельным пакетом документов.

По обстоятельствам Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.11.2010 N А70-1951/2010 согласно документации об открытом аукционе на поставку товаров было заявлено 24 лота. Документацией об открытом аукционе было предусмотрено, что по каждому лоту формируется отдельная заявка, включающая в себя форму заявления и все документы для участия в открытом аукционе, предусмотренные документацией об открытом аукционе и Законом N 94-ФЗ. В свою очередь, организацией была подана заявка на участие в открытом аукционе, в которую входило заявление по форме на участие в аукционе по нескольким лотам, а также единая опись документов и отдельно сшитый пакет документов, являющийся общим для всех заявок. По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе комиссией было принято решение об отказе данной организации в допуске к участию в аукционе по названным лотам в связи с несоответствием заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе (заявки на участие в аукционе оформлены единой брошюрой), что является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Суд в такой ситуации признал обоснованными выводы аукционной комиссии о неправильном оформлении организацией заявки в части представления единого пакета документов по заявленным четырем лотам, что является несоответствием заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации: законодателем установлен способ подачи заявок, согласно которому конверт с заявкой на участие в конкурсе оформляется особым образом, подается участником размещения заказа в отношении определенного лота и должен содержать исключительно одну заявку на участие в конкурсе, а не их совокупность.

Иную позицию занял ФАС Поволжского округа в Постановлении от 09.10.2009 N А65-1097/2009 (Определением ВАС РФ от 21.12.2009 N 17335/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), согласно которому суды обоснованно указали: из содержания ч. 2.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ следует, что в конкурсной документации должны содержаться отдельные сведения в отношении каждого из лотов. Однако данная норма, по мнению судов, не содержит прямого указания на то, что заявка по каждому из лотов должна быть оформлена отдельным пакетом документов.

Основываясь на судебной практике по рассматриваемому вопросу, у участника есть возможность оспорить отказ конкурсной комиссии в допуске участника к участию в открытом конкурсе ввиду несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации при рассматриваемых обстоятельствах в суде, обосновывая свою позицию тем, что положения Закона N 94-ФЗ не следует трактовать таким образом, что заявка по каждому из лотов должна быть оформлена отдельным пакетом документов.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

23.04.2013