По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме заявку организации - участника размещения заказа отклонила аукционная комиссия в связи с наличием в ней, по мнению комиссии, недостоверных сведений: в заявке указано фактическое место нахождения организации (которое также являлось ее почтовым адресом), не соответствующее сведениям, содержащимся в ее учредительных документах. Правомерна ли позиция аукционной комиссии?

Ответ: Учитывая отсутствие единообразия в судебной практике по рассматриваемому вопросу, организация - участник размещения заказа может оспорить в суде действия аукционной комиссии.

Обоснование: В силу п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе сведения о фирменном наименовании (наименовании), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).

Согласно ч. 2 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ в соответствии с закрепленным порядком рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.

На основании п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае непредставления документов, определенных ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных п. п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 41.4 Закона N 94-ФЗ, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных п. п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 41.4 Закона N 94-ФЗ, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяются на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 41.4 Закона N 94-ФЗ, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 названной статьи, не допускается (ч. 7 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ).

Таким образом, сведения о месте нахождения участника размещения заказа - юридического лица для указания во второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме являются обязательными для указания; их отсутствие либо недостоверность являются достаточными основаниями для признания заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Исходя из п. 21 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Таким образом, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которое, в свою очередь, определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и указывается в учредительных документах.

В то же время указание фактического места нахождения юридического лица может оцениваться судами по-разному: в том числе как указание недостоверных сведений.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30.06.2010 N А05-358/2010, установив, что место нахождения (юридический адрес) организации согласно ее учредительным документам - одно, а в поданной организацией заявке на участие в открытом аукционе содержатся сведения о реальном местонахождении и почтовом адресе организации, посчитал, что организация в заявке сообщила сведения о своем местонахождении, отличные от адреса, указанного в ее учредительных документах, в связи с чем отказ аукционной комиссии в допуске к участию в аукционе подателя заявки при наличии выявленных недостоверных сведений о его местонахождении является обоснованным.

Кроме того, суд отклонил как противоречащий содержанию и толкованию нормы п. п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ вывод антимонопольного органа о том, что указание в заявке реального адреса (почтового) не влечет за собой возникновение сомнений относительно места нахождения подателя заявки, так как является дополнительной информацией, не препятствующей исполнению обязанности уполномоченного органа при проведении аукциона.

С другой стороны, ФАС Уральского округа в Постановлении от 20.03.2012 N Ф09-1252/12, отметив, что документация о торгах не содержит требований об указании места нахождения участника торгов в соответствии с учредительными документами, пришел к выводу о том, что указание участником торгов своего фактического места нахождения не может квалифицироваться как несоответствие поданной участником заявки требованиям документации о торгах и не является представлением недостоверных сведений о месте нахождения участника размещения заказа.

Учитывая отсутствие единообразия в судебной практике по рассматриваемому вопросу, организация - участник размещения заказа может оспорить в суде действия аукционной комиссии.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

23.04.2013