Условиями конкурсной документации для исполнения государственного контракта на выполнение работ в области проектирования и инженерных изысканий предусмотрена обязанность заказчика заключить с победителем конкурса договор аренды земельных участков, необходимых для выполнения изыскательских работ. К документации приложен проект указанного договора, предусматривающий в том числе срок его действия, составляющий один год. При этом срок исполнения государственного контракта составляет два года. Правомерно ли по окончании срока договора аренды земельных участков заключение его на новый срок без проведения торгов (до окончания срока исполнения контракта)?
Ответ: В рассматриваемой ситуации, учитывая законодательное закрепление предельного срока договора аренды земельного участка для изыскательских работ, заключение такого договора на новый срок без проведения торгов неправомерно.
Обоснование: В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно положениям п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом N 94-ФЗ, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.
Таким образом, положениями Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность заключения в том числе договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества не только по результатам проведения конкурса или аукциона, но и с победителем конкурса или аукциона для целей исполнения государственного или муниципального контракта (предоставление прав владения и (или) пользования должно быть предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе), как в рассматриваемом в вопросе случае.
Кроме того, ч. 9 - 11 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ закреплены условия и порядок заключения на новый срок договоров, в том числе предусмотренных в ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Так, на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в ч. 1 и 3 названной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
При этом в силу п. 3 ст. 610 Гражданского кодекса РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Так, в соответствии с п. 7 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.
Следовательно, земельным законодательством установлен предельный срок для договоров аренды земельных участков для проведения изыскательских работ, в связи с чем исходя из толкования вышеизложенных положений Закона N 135-ФЗ, если срок действия договора ограничен законодательством Российской Федерации, заключение их на новый срок без проведения торгов по правилам Закона N 135-ФЗ неправомерно.
Необходимо отметить, что в силу ч. 2 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.
Однако данное ограничение не распространяется на рассматриваемые правоотношения, поскольку в силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством.
Таким образом, в рассматриваемом случае договор аренды земельных участков по правилам Закона N 135-ФЗ не может быть продлен (заключен на новый срок) без проведения торгов, так как максимальный срок договора аренды земельного участка для проведения изыскательских работ ограничен законодательством (п. 7 ст. 22 ЗК РФ).
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
23.04.2013