Существует ли в настоящее время обязанность направлять в налоговый орган учетную политику организации (в том числе налоговую учетную политику) и в какие сроки?

Ответ: Обязанность представления учетной политики, в том числе для целей налогообложения, в какие-либо органы исполнительной власти, органы надзора или органы контроля действующим законодательством не предусмотрена.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Аналогичное ч. 1 ст. 8 Закона N 402-ФЗ определение учетной политики дано и Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н), согласно п. 2 которого для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

При этом ни Закон N 402-ФЗ, ни ПБУ 1/2008 не предусматривают обязанности представления учетной политики в какие-либо органы исполнительной власти, органы надзора или органы контроля.

Понятие учетной политики для целей налогообложения закреплено в ст. 11 Налогового кодекса РФ, согласно которой учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Термин "учетная политика" упоминается в целом ряде статей гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" и гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, в том числе, например, в статьях:

165 "Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов";

167 "Момент определения налоговой базы";

248 "Порядок определения доходов. Классификация доходов";

252 "Расходы. Группировка расходов";

254 "Материальные расходы";

258 "Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)";

259 "Методы и порядок расчета сумм амортизации";

259.1 "Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации";

259.2 "Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации";

259.3 "Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации";

268 "Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав";

280 "Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами";

282 "Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами";

313 "Налоговый учет. Общие положения";

314 "Аналитические регистры налогового учета";

316 "Порядок налогового учета доходов от реализации";

318 "Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию";

321.2 "Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков";

322 "Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества";

324 "Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств";

324.1 "Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет";

325 "Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов";

326 "Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления".

Во всех перечисленных выше статьях предусматриваются те или иные вопросы налогообложения, налогового учета, которые подлежат отражению в учетной политике для целей налогообложения.

Кроме этих вопросов, на наш взгляд, налогоплательщик может утвердить в учетной политике для целей налогообложения отдельные положения, которые не нашли отражения в НК РФ либо не имеют однозначного толкования.

Общеметодологические, организационные вопросы в отношении учетной политики содержатся только в ст. ст. 167 и 313 НК РФ, в которых закреплено, что:

принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;

учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;

учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ);

порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абз. 5 ст. 313 НК РФ);

решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства (абз. 6 ст. 313 НК РФ);

в случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ).

Ни одна из перечисленных выше статей гл. 21 и 25 НК РФ не содержит обязанности налогоплательщика по представлению им учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы (в том числе, например, вместе с годовой отчетностью).

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится налоговыми органами на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые, в соответствии с НК РФ, должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 7 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Учетная политика организации, в том числе для целей налогообложения, в числе документов, представляемых в налоговый орган, не поименована.

Таким образом, обязанность представления учетной политики, в том числе для целей налогообложения, в какие-либо органы исполнительной власти, органы надзора или органы контроля действующим законодательством не предусмотрена.

Мнение консультантов подтверждается разъяснениями ФНС России, изложенными в Письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, а также имеющейся судебной практикой. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 21.01.2011 N КА-А40/16578-10 по делу N А40-27538/10-20-203 суд установил, что налоговый орган истребовал учетные политики для целей налогообложения и бухгалтерского учета в связи с различием суммы доходов в бухгалтерском и налоговом учете и, поскольку организация отказала, привлек ее к ответственности по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 126 НК РФ. Однако суд отметил, что привлечение к ответственности было незаконным. Разница в доходах, отраженных в бухгалтерском и налоговом учете, не является ошибкой и не указывает на наличие противоречий в сведениях, в связи с чем налоговый орган был вправе потребовать пояснения, но не документы.

Аудиторско-консультационная группа

"Коллегия Налоговых Консультантов"

23.04.2013