С 01.01.2013 организация вправе утверждать свои формы первичных документов. Нужно ли покупателю требовать от поставщика документ, которым утверждена форма выставленного им первичного документа? Будут ли у налоговых органов претензии к покупателю в целях исчисления налога на прибыль, если поставщик утвердил одну форму первичного документа, а выставил покупателю другую?

Ответ: На наш взгляд, покупателю не нужно требовать у поставщика документ, которым утверждена форма выставленного им первичного документа. Полученный от поставщика первичный документ достаточно проверить на наличие обязательных реквизитов. Если все необходимые реквизиты отражены, то расходы считаются документально подтвержденными. Не исключено, что налоговые органы откажут в признании расходов по налогу на прибыль, если поставщик утвердил одну форму первичного документа, а выставил другую. Однако такие претензии можно оспорить. Во избежание конфликтов с налоговыми органами рекомендуем на стадии заключения договора согласовать, какую форму первичного документа будет использовать поставщик. При необходимости образец первичного документа можно приложить к договору.

Обоснование: В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль принимаются обоснованные и документально подтвержденные расходы. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 01.01.2013 формы первичных документов утверждает руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)). При этом первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):

1. Наименование документа.

2. Дату составления документа.

3. Наименование экономического субъекта, составившего документ.

4. Содержание факта хозяйственной жизни.

5. Величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.

6. Наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо наименование должности лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события.

7. Подписи лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Таким образом, первичный документ, содержащий обязательные реквизиты, может считаться надлежаще оформленным и соответствующим действующему законодательству. Следовательно, при получении первичного документа от контрагента налогоплательщику необходимо проверить наличие в таком документе всех необходимых реквизитов. Если все реквизиты в документе отражены, расходы признаются документально подтвержденными.

В то же время налоговые органы могут отказать в признании расходов, если поставщик своим внутренним документом утвердил одну форму первичного документа, а выставил другую. Однако такой отказ, по нашему мнению, является неправомерным. Во-первых, если документ подписан самим руководителем поставщика, наличие его подписи на выставленном первичном документе может означать, что такая форма им утверждена. Во-вторых, оформление поставщиком первичного документа по форме, отличной от ранее утвержденной, не означает отсутствия расходов у покупателя и не отменяет факт их документального подтверждения. Заметим, что суды в период обязательного применения унифицированных форм первичных документов допускали, что оприходование товара может осуществляться на основании как унифицированных форм, так и иных форм первичных документов. НК РФ не устанавливает перечня первичных документов, оформляемых при осуществлении тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению) (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2009 N А13-10133/2007, от 13.01.2009 N А52-980/2008).

Между тем во избежание конфликтов с налоговыми органами рекомендуем при заключении договора согласовать с поставщиком формы первичных документов, которыми будут оформляться хозяйственные операции. Бланк первичного документа можно оформить в виде приложения к заключаемому договору.

А. Е.Рыжанкова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

М. Н.Озерова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

23.04.2013