О льготах по НДФЛ для благотворителей и получателей благотворительной помощи; об исчислении налога на прибыль благотворительными организациями (фондами поддержки образования и науки)

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 апреля 2013 г. N 03-03-06/4/13800

Минфин России рассмотрел обращение о налогообложении благотворительных организаций, осуществляющих поддержку науки и образования в Российской Федерации, а также предложения о льготном налогообложении и сообщает следующее.

1. По налогу на доходы физических лиц.

В соответствии со ст. 219 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований благотворительным организациям, некоммерческим организациям. Указанный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного им в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Согласно положениям ст. 217 Кодекса освобождаются от налогообложения, в частности, следующие виды доходов физических лиц:

- суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных в том числе для поддержки науки и образования российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

- суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке, в том числе российскими, благотворительными организациями.

Таким образом, предложение о предоставлении налогового вычета для благотворителей - физических лиц, а также об освобождении от налогообложения получателей благотворительной помощи уже реализовано гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

2. По налогу на прибыль организаций.

Для целей гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса принимаются экономически оправданные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно положениям п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительным пожертвованием признается, в частности, бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования.

Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным гл. 25 Кодекса.

Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Концепция гл. 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.

Вместе с тем необходимо отметить, что для благотворительных организаций (в том числе фондов поддержки образования и науки) гл. 25 Кодекса предусмотрены особенности налогового учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках осуществления уставной некоммерческой деятельности.

Согласно ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению, к которым среди прочих отнесены:

- средства и иное имущество, имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности;

- пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

- средства, поступившие на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

- гранты, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основах некоммерческими организациями, в том числе на осуществление конкретных программ в области образования и науки;

- средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.

Аналогичный порядок налогообложения доходов действует в случае применения упрощенной системы налогообложения.

Кроме этого, в целях создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ дополнена ст. 267.3, которая предоставляет право некоммерческим организациям, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности и учитываемых для целей налогообложения прибыли. Создание указанного резерва обеспечит равномерный учет доходов и расходов некоммерческих организаций, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, представляется, что в настоящее время меры поддержки указанных благотворительных организаций, а также получателей благотворительной помощи уже реализованы в Кодексе посредством освобождения от налогообложения доходов в виде упомянутых средств целевого финансирования и целевых поступлений, получаемых указанными организациями.

Вместе с тем Минфин России сообщает о готовности провести с представителями фонда обсуждение вопросов, связанных с налогообложением деятельности фонда.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ

22.04.2013