Организация по результатам выигранных торгов заключила с муниципальным образованием договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности
Возможно ли распространить действие положений ГК РФ в части гл. 34 "Аренда" на действие договора на эксплуатацию рекламной конструкции? Имеет ли организация право на преимущественное заключение договора на эксплуатацию рекламной конструкции после истечения срока действия первоначально заключенного договора?
Ответ: Положения п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ не распространяют свое действие на договор на эксплуатацию рекламной конструкции, а Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) не содержит положений, позволяющих лицу, заключившему с муниципальным образованием договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, право на преимущественное заключение договора после истечения срока действия первоначально заключенного договора.
Обоснование: К отношениям в сфере распространяемой на территории РФ рекламы независимо от места ее производства применяются положения Закона о рекламе (п. 1 ст. 2 Закона о рекламе).
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций регулируется ст. 19 Закона о рекламе.
Часть 5 ст. 19 Закона о рекламе предусматривает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
На основании ч. 5.1 указанной статьи заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Как отмечено в ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.
Положения п. 1 ст. 621 ГК РФ предусматривают, что, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Однако следует учитывать, что вывод о распространении положений гл. 34 ГК РФ на договор на установку рекламной конструкции не имеет правовых оснований.
Положения Закона о рекламе не содержат условий о предоставлении возможности лицу, заключившему договор с муниципальным образованием на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, преимущественного права на заключение указанного договора на новый срок.
Согласно Письму ФАС России от 24.01.2012 N АК/1684 "О разъяснении положений статьи 19 ФЗ "О рекламе", в договоре на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут содержаться условия, как предусмотренные для отдельных видов договоров (например, для договора аренды), так и иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Вместе с тем указанный договор, по мнению ведомства, является самостоятельным видом договора, не тождественным договору аренды.
На основании изложенного считаем, что распространение действия положений п. 1 ст. 621 ГК РФ на договор на эксплуатацию рекламной конструкции неправомерно, а организация не имеет права на преимущественное заключение договора на эксплуатацию рекламной конструкции после истечения срока действия первоначально заключенного договора.
М. Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"
19.04.2013