Об исполнении обязанности по уплате налога и других обязательных платежей в случае их списания с расчетного счета налогоплательщика в банке, но незачисления в бюджет в связи с отзывом у банка лицензии
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 мая 2014 г. N СА-4-7/9954
Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваше обращение об учете обязательных платежей, списанных с расчетного счета налогоплательщиков в банках области, но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации в связи с отзывом у этих банков лицензии, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
При этом в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 N 138-О указано на то, что положения указанной нормы права касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.
Таким образом, положения Налогового кодекса Российской Федерации не связывают факт признания обязанности по уплате налогов и взносов исполненной с фактическим перечислением банком денежных средств в бюджет. В данном случае правовое значение имеет факт добросовестного совершения плательщиком всех предусмотренных законом действий, направленных на исполнение обязанности по уплате налогов и взносов в бюджет.
Вопрос о правомерности действий налоговых органов по взысканию налогов в случаях списания обязательных платежей с расчетного счета налогоплательщика, но незачисления их в бюджетную систему Российской Федерации, а также действия по отказу в признании обязанности по уплате налога исполненной неоднократно был предметом исследования в судах. Арбитражные суды признают обязанность налогоплательщика по уплате налога неисполненной только при наличии доказательств недобросовестности налогоплательщика и плательщика взносов при направлении платежных поручений в банк.
Сам по себе факт отзыва лицензии у банка не является основанием для вывода о недобросовестности действий налогоплательщика и не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей.
В случае исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога соответствующие суммы не могут рассматриваться как недоимка, в связи с чем в данном случае повторное взыскание с налогоплательщика налогов является неправомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
При этом при неисполнении банком поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации к указанному банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении обязательных платежей, списанных с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, Управлению ФНС России по Самарской области необходимо сформировать перечень платежных поручений для взыскания с региональных банков Самарской области не поступивших в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств, списанных со счетов клиентов этих банков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22.1 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций) после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций уполномоченный орган формирует требования налогоплательщиков, добросовестно исполнивших обязанность по уплате налогов и сборов, чьи денежные средства были списаны с расчетного счета, но не поступили в бюджетную систему Российской Федерации, и предъявляет их временной администрации кредитной организации, назначаемой Банком России, с приложением необходимых документов для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
В случае невозможности взыскания соответствующих денежных средств в связи с началом процедуры банкротства Управлению ФНС России по Самарской области необходимо предпринять действия по включению указанной задолженности в реестр требований кредиторов путем предъявления соответствующих требований конкурсному управляющему кредитной организации (государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов") в порядке, установленном статьей 50.28 Закона о банкротстве кредитных организаций.
Одновременно Федеральная налоговая служба обращает внимание, что в случаях установления наличия в действиях налогоплательщика получения необоснованной налоговой выгоды, а именно преднамеренного использования расчетных счетов, открытых в "проблемном" банке, для перечисления обязательных платежей, налоговым органам необходимо в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации на основании документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) направлять в адрес налогоплательщика требование об уплате обязательных платежей.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С. А.АРАКЕЛОВ
22.05.2014