Российская организация подала заявку на участие в размещении заказа путем запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проводимого на территории иностранного государства, где находится заказчик. Котировочная комиссия данную заявку отклонила по причине ее несоответствия требованиям ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и организация не была допущена к участию в запросе котировок как не имеющая права участвовать в запросе котировок на территории иностранного государства, где находится государственный заказчик. Правомерна ли позиция комиссии заказчика?
Ответ: Позиция котировочной комиссии является неправомерной.
Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений ч. 3 названной статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 рассматриваемой статьи и гл. 5 Закона N 94-ФЗ.
В силу ч. 5 ст. 42 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок, для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) независимо от цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Исходя из ч. 2 названной статьи участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ и иными федеральными законами.
При этом из ч. 5 ст. 42 Закона N 94-ФЗ не следует запрет на участие российских организаций в запросе котировок на территории иностранного государства, где находится государственный заказчик.
Соответственно, положения ч. 5 ст. 42 Закона N 94-ФЗ не могут истолковываться как ограничение, установленное ч. 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ, поэтому отказ в допуске к участию в запросе котировок по такому основанию не может быть признан правомерным.
Указанный вывод подтверждает Постановление ФАС Московского округа от 31.10.2012 N А40-41541/12-147-389 (Определением ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-18216/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), в котором установлено, что в силу положений ст. 42 Закона N 94-ФЗ при нахождении заказчика на территории иностранного государства размещение заказа путем запроса котировок допускается не только у иностранных поставщиков.
По мнению ФАС Московского округа, императивного запрета на участие российских организаций в запросе котировок на территории иностранного государства, где находится подразделение государственного заказчика, Закон N 94-ФЗ не содержит. Системное толкование положений ст. 8 Закона N 94-ФЗ в совокупности с положениями ч. 5 ст. 42 Закона N 94-ФЗ не позволяет прийти к выводу о наличии законодательного ограничения участия российских поставщиков в размещении заказов путем запроса котировок на территории иностранного государства.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации позиция комиссии заказчика неправомерна, российская организация - участник размещения заказа вправе на основании ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
17.04.2013