Правомерно ли установить локальным актом организации выплату суточных при направлении работников в командировки исходя из фактических расходов таких работников?
Ответ: Установление локальным нормативным актом суточных в размере фактических затрат работника, предполагающее обязательное представление работником подтверждающих данные затраты документов, противоречит нормам трудового законодательства. При этом, если работодатель дает разрешение на возмещение соответствующих расходов, требуя представления работником подтверждающих документов, тогда, на наш взгляд, речь уже идет не о суточных, а об иных расходах, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749)).
Из содержания ст. ст. 167, 168 ТК РФ и п. 11 Положения N 749 следует, что под дополнительными расходами работника, связанными с его проживанием вне места постоянного жительства (суточными), понимаются личные расходы работника в период служебной командировки (Решение Верховного Суда РФ от 04.03.2005 N ГКПИ05-147, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2007 по делу N А56-12499/2006).
Выплата суточных обусловлена нахождением работника в служебной командировке продолжительностью более суток в отсутствие возможности ежедневного возвращения домой (п. 11 Положения N 749).
Согласно п. 7 Положения N 749 основным документом, подтверждающим время пребывания работника в служебной командировке (за исключением случаев, предусмотренных п. 15 Положения N 749), является командировочное удостоверение. Оформленное надлежащим образом командировочное удостоверение работник обязан сдать работодателю в течение трех дней после завершения командировки вместе с авансовым отчетом (п. 26 Положения N 749). Обязанность сдавать работодателю какие-либо документы, подтверждающие фактически понесенные работником в период командировки дополнительные расходы, возмещаемые выплатой суточных, Положением N 749 и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
В силу ст. 8 ТК РФ принимаемые работодателем локальные нормативные акты должны соответствовать трудовому законодательству. Нормы локальных нормативных правовых актов, ухудшающие положения работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Из изложенного выше следует, что установление локальным нормативным актом суточных в размере фактических затрат работника, предполагающее обязательное представление работником подтверждающих данные затраты документов, противоречит нормам трудового законодательства.
При этом если работодатель дает разрешение на возмещение соответствующих расходов, требуя представления работником подтверждающих документов, тогда, на наш взгляд, речь уже идет не о суточных, а об иных расходах, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя (ч. 1 ст. 168 ТК РФ).
О. Ю.Поздеев
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
17.04.2013