Организация-автопроизводитель выплачивает премию организации за достижение определенного объема продаж автомобилей согласно соглашению, принятому по кредит-ноте, где прямо указано, что данные денежные средства предназначены для выплаты премий работникам организации (выплаты изначально увеличены на сумму страховых взносов и НДФЛ). По положению о премировании такие выплаты не предусмотрены, в трудовых договорах такие выплаты не указаны. Каковы налоговые последствия таких перечислений? Если учитывать, что такие денежные средства будут включаться в доход организации в целях исчисления налога на прибыль, поскольку не удовлетворяют критериям, перечисленным в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, можно ли учесть их в расходах при выплате вознаграждений работникам в соответствии с нормой п. 22 ст. 270 НК РФ? Какова вероятность того, что налоговые органы признают данные денежные средства целевыми и не признают в расходах и одновременно включат их в доходы в рамках несоответствия пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ?

Ответ: Полагаем, что в данном случае по смыслу положений норм пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 22 ст. 270 Налогового кодекса РФ поступившие от контрагента средства не являются целевым финансированием и подлежат включению в состав внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль. Представляется, что в общем виде возможность материального поощрения работников за производственные результаты сформулирована в Положении о премировании и (или) в трудовых договорах. Таким образом, можно прийти к выводу, что указанные премии являются стимулирующими выплатами, которые относятся к расходам на оплату труда на основании п. 2 ч. 2 ст. 255 НК РФ.

Обоснование: Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.

Перечень такого имущества является закрытым (Письма Минфина России от 18.05.2012 N 03-03-06/3/8, УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 16-15/014076@, Постановления Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09, ФАС Центрального округа от 18.04.2012 N А35-6223/2011).

Средства, полученные от контрагента организации по соглашению за достижение объема продаж, не поименованы в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и к средствам целевого финансирования не относятся.

Следовательно, полученная покупателем от поставщика премия подлежит отражению в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (Письма Минфина России от 07.05.2010 N 03-03-06/1/316, УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023302@).

Таким образом, полагаем, что в данном случае по смыслу положений норм пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 22 ст. 270 НК РФ поступившие от контрагента средства не являются целевым финансированием.

Следует признать, однако, что в Постановлении от 13.03.2008 N 09АП-1960/2008-АК Девятый арбитражный апелляционный суд счел возможным применение пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 22 ст. 270 НК РФ при схожих обстоятельствах. Тем не менее, учитывая вышеприведенное мнение официальных органов о закрытом перечне доходов по пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, а также то, что в данном деле не рассматривался конкретно спор о налогообложении прибыли в отношении указанных выплат, считаем возможным не принимать во внимание данный судебный акт.

Что касается упоминаемых в норме п. 22 ст. 270 НК РФ средств специального назначения, то к ним относится нераспределенная чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения и определенная собственником организации для выплаты премий (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2006 N А17-1991/5/2005). В данном случае речь не идет о таких средствах.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать норму п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно которой к расходам не относятся расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

С учетом вышеизложенного по вопросу включения указанных выплат работникам в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, отметим следующее.

По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В свою очередь, п. 2 ч. 2 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения налогом на прибыль организаций относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

При этом ч. 1 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, в том числе премии и единовременные поощрительные начисления, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику, в которую на основании ст. 129 ТК РФ входят вознаграждение за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки и премии), устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда, которая также устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами.

В Письме Минфина России от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606 указано, что, если согласно положению о премировании премии выдаются на основании и в размерах, предусмотренных приказом руководства организации, расходы на выплату таких премий возможно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и связаны с производственными результатами работников.

В данном случае исходя из условий вопроса премирование обусловлено результатами деятельности организации, которые непосредственно зависят от эффективности труда работников данной организации.

Представляется, что в общем виде возможность материального поощрения работников за производственные результаты сформулирована в положении о премировании и (или) в трудовых договорах.

Таким образом, можно прийти к выводу, что указанные премии являются стимулирующими выплатами, которые относятся к расходам на оплату труда на основании п. 2 ч. 2 ст. 255 НК РФ.

Подобный подход применен в Постановлении ФАС Московского округа от 24.02.2010 N КА-А40/450-10-1,2 в отношении премий за вклад в процесс слияния и интеграции, которые прямо не были предусмотрены положением о порядке формирования фонда оплаты труда. Причем трудовые договоры с работниками в этот период не были еще заключены (отсутствовали). Тем не менее ФАС Московского округа признал правомерным отнесение налогоплательщиком к расходам на оплату труда выплаченных премий, как выплаченных в соответствии с положением о порядке формирования фонда оплаты труда (Определением ВАС РФ от 19.04.2010 N ВАС-4861/10 в пересмотре данного дела было отказано).

О. Ю.Поздеев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

17.04.2013