Вправе ли организация, оказывающая услуги по приготовлению и доставке трехразового горячего питания для обеспечения питанием подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся в изоляторе, применять ЕНВД? По мнению налогового органа, отсутствуют основания для квалификации деятельности организации как оказания услуг общественного питания, поскольку она осуществляет производство и реализацию горячего питания, но при этом условий для его потребления не создает, а раздачей занимаются работники изолятора

Ответ: Деятельность организации по приготовлению пищи для питания арестованных и доставке ее к изолятору может быть отнесена к услугам общественного питания, так как направлена на удовлетворение потребностей в питании лиц, находящихся в изоляторе. Отсутствие у организации возможности для создания условий потребления изготавливаемой продукции в изоляторе объясняется особым режимом содержания лиц в данном учреждении. Следовательно, организация вправе применять ЕНВД, что подтверждается позицией Президиума ВАС РФ и ФНС России.

Обоснование: Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ для целей гл. 26.3 НК РФ под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

В соответствии с пп. 8 и 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания и через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

В силу ст. 346.27 НК РФ для целей гл. 26.3 НК РФ объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.

Исходя из определения, приведенного в пп. 1 п. 2 ГОСТ Р 50647-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст, общественное питание - самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Как следует из анализа вышеприведенных норм, обязательным условием оказания услуг общественного питания для целей применения ЕНВД является то, что данные услуги должны осуществляться через объекты организации общественного питания, имеющие либо не имеющие зал обслуживания посетителей, то есть создание условий для потребления изготовленной продукции.

Позиция официальных органов по данному вопросу заключается в том, что если потребление кулинарной продукции через объекты организации общественного питания (как имеющие, так и не имеющие зал обслуживания посетителей) не осуществляется, то реализация изделий собственного производства в целях гл. 26.3 НК РФ к услугам общественного питания не относится. Поэтому к данной предпринимательской деятельности не применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а налогообложение указанных услуг должно осуществляться в соответствии с иными режимами налогообложения. Данная позиция отражена в Письмах Минфина России от 02.05.2012 N 03-11-06/3/29, от 10.12.2010 N 03-11-06/3/166, от 12.07.2010 N 03-11-06/3/101, от 13.05.2010 N 03-11-11/133, от 23.01.2012 N 03-11-11/10.

В деле, рассмотренном в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.10.2012 N Ф03-4624/2012, суды, поддерживая позицию налогового органа, исходили из того, что приготовление пищи с последующей реализацией без организации ее потребления конечными потребителями - содержащимися в изоляторе лицами не соответствует понятию "услуги общественного питания" в целях применения единого налога на вмененный доход. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения предприятием в отношении указанной деятельности единого налога на вмененный доход. Следует отметить, что суды всех трех инстанций поддержали данную позицию.

Однако, как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.07.2013 N 1964/13 по данному делу, деятельность организации по приготовлению пищи для питания арестованных и доставке ее к изолятору временного содержания может быть отнесена к услугам общественного питания, так как направлена на удовлетворение потребностей в питании лиц, находящихся в изоляторе временного содержания. То обстоятельство, что организация сама не участвовала в создании условий для потребления изготовленной продукции, объясняется особым режимом содержания лиц в данном учреждении.

Таким образом, организация в рассматриваемом случае может исчислять и уплачивать ЕНВД в отношении такой деятельности.

Более того, данная правовая позиция была закреплена в Письме ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263 "О направлении Обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год".

В данном Письме ФНС России обобщила практику рассмотрения судами налоговых споров, в том числе и по рассматриваемой ситуации, и направила его для исполнения во все нижестоящие налоговые органы, тем самым признав позицию Президиума ВАС РФ. Следовательно, налоговые органы при рассмотрении аналогичных ситуаций в будущем будут действовать в соответствии с данным Письмом. Таким образом, можно говорить о том, что на данный момент обозначенная позиция по рассматриваемому вопросу является официально признанной ФНС России.

Д. В.Завгородний

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.05.2014