Организация - получатель товара помещает товар под таможенную процедуру таможенного транзита. В какой таможенный орган целесообразней вносить обеспечение уплаты таможенных платежей в виде денежного залога: в таможенный орган отправления или назначения?
Ответ: Обеспечение уплаты таможенных платежей в виде денежного залога целесообразней вносить в таможенный орган назначения, так как на основании ч. 6 ст. 145 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) данный денежный залог может использоваться в счет уплаты таможенных платежей в отношении данных товаров. А также с учетом того, что заявление о возврате денежного залога или зачете его в счет авансовых платежей необходимо подавать в тот таможенный орган, в который вносился данный залог (ч. 4 ст. 149 Закона).
Обоснование: В соответствии с п. 5 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства - члена Таможенного союза. Из норм ст. 86 ТК ТС и ст. 145 Закона следует, что одним из способов обеспечения уплаты пошлин и налогов является уплата денежными средствами (денежный залог). На основании п. 1 ст. 217 ТК ТС внесение денежного залога при помещении товара под выбранную таможенную процедуру является мерой обеспечения соблюдения таможенного транзита. При доставке товара в место назначения обязательства, обеспеченные денежным залогом, считаются исполненными (прекращенными). В соответствии с ч. 4 ст. 145 Закона при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При этом следует отметить, что заявление о возврате денежного залога или зачете его в счет авансовых платежей необходимо подавать в тот таможенный орган, в который вносился данный залог (ч. 4 ст. 149 Закона). Этот факт тоже свидетельствует о том, что денежный залог целесообразней вносить в таможенный орган назначения (как правило, это тот орган, который находится ближе к получателю товара. Следовательно, заявление о возврате/зачете в таможенный орган поступит в таможенный орган назначения быстрее, чем в таможенный орган отправления).
Часть 6 ст. 145 Закона регламентирует, что денежный залог может использоваться для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом, при представлении таможенной расписки и соблюдении одного из следующих условий:
1) если обязательства по товарам, указанным в настоящей части, исполнены или прекращены;
2) если использование денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам, указанным в настоящей части.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 Закона для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в ст. 116 Закона.
Следуя нормам п. 6 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от 24.11.2004 N 106н), в поле 107 платежного документа должен указываться код таможенного органа, присвоенный правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, который идентифицирует таможенный орган, осуществляющий администрирование платежа. Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве денежного залога, находятся в конкретном таможенном органе, то есть их поступление на счет таможенного органа подтверждено.
Следовательно, денежный залог может использоваться в качестве уплаты таможенных платежей только в том таможенном органе, в который вносился данный денежный залог. Иначе в отношении товаров, доставленных в место назначения и помещаемых под иную таможенную процедуру, требующую уплаты таможенных платежей, необходимо будет уплатить таможенные платежи иным способом, а денежный залог будет подлежать возврату или зачету в счет авансовых платежей по заявлению плательщика. При этом данное заявление может быть подано в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства (ч. 1 ст. 149 Закона).
О. Е.Рассолова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
15.04.2013