Автономная некоммерческая организация получила субсидию от учредителя в целях возмещения затрат на организацию и проведение урбанистического форума согласно смете расходов на его организацию и проведение

Уставом АНО предметом деятельности организации являются организация и проведение ежегодного урбанистического форума и выставки.

1. В каком порядке для целей исчисления НДС АНО должна учесть полученную из городского бюджета субсидию для возмещения расходов на организацию и проведение урбанистического форума 2012 г., а также последующих форумов с 2013 г.?

2. Каков порядок налогообложения налогом на прибыль регулярных и единовременных поступлений от сторонних организаций, полученных АНО на организацию и проведение ежегодных форумов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 апреля 2013 г. N 03-03-06/4/12497

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций субсидий, полученных некоммерческой организацией от учредителя в целях возмещения затрат на организацию и проведение форума, и сообщает следующее.

1. По налогу на добавленную стоимость.

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В случае получения налогоплательщиком денежных средств, не связанных с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Кроме того, следует отметить, что в данном случае оснований для восстановления налога на добавленную стоимость, принятого к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), у налогоплательщика не имеется.

В случае если предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 Кодекса.

2. По налогу на прибыль организаций.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это предусмотрено нормативно-правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации.

Как следует из запроса, субсидии автономной некоммерческой организации из городского бюджета выделяются в целях возмещения затрат, связанных с организацией и проведением форума. В соответствии с Уставом предметом деятельности автономной некоммерческой организации являются организация и проведение форума.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 указанной статьи при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям согласно пп. 3 п. 2 ст. 251 Кодекса относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Учитывая, что денежные средства в виде субсидий, получаемые некоммерческой организацией из бюджета на возмещение затрат, не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

15.04.2013