О реализации прав налогоплательщика при назначении и производстве экспертизы в рамках проведения выездной налоговой проверки
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 апреля 2013 г. N АС-4-2/6717
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 95 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.
Согласно п. 6 ст. 95 Кодекса должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 Кодекса, о чем составляется протокол.
В соответствии с п. 7 ст. 95 Кодекса при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) знакомиться с заключением эксперта.
По смыслу п. 6 ст. 95 Кодекса налогоплательщику сообщается информация о наличии предусмотренных в п. 7 ст. 95 Кодекса прав, которыми он может воспользоваться. При этом, поскольку в Кодексе механизм реализации данных прав не указан, то порядок использования указанных прав реализуется налогоплательщиком самостоятельно.
Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждены формы постановления о назначении экспертизы и протокола об ознакомлении проверяемого лица с Постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав (далее - Протокол).
В соответствии со ст. 99 Кодекса протокол при производстве действий по осуществлению налогового контроля составляется на русском языке и должен содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 99 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 99 Кодекса протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания и заявления, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении (п. 4 ст. 99 Кодекса).
Таким образом, проверяемое лицо может реализовать свои права, предусмотренные п. 7 ст. 95 Кодекса, посредством соответствующих заявлений и ходатайств, которые указываются либо непосредственно в протоколе, либо в письменном обращении на имя должностного лица налогового органа, постановлением которого назначена экспертиза.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С. Н.АНДРЮЩЕНКО
12.04.2013