Организация А договорилась с иностранным гражданином (гражданином Узбекистана) о приеме его на работу, в связи с чем иностранный гражданин прибыл в РФ и заключил трудовой договор с организацией А. Проживает иностранный гражданин с первого дня нахождения в РФ в принадлежащем организации Б (гостинице) жилом помещении, условие о проживании иностранного гражданина именно по данному месту согласовано организациями А и Б. Какая из двух организаций - А или Б - обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания?

Ответ: Организация Б (гостиница, в которой проживает иностранный гражданин) обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина (гражданина Узбекистана) в место пребывания в рассматриваемой ситуации. То обстоятельство, что иностранный гражданин состоит в трудовых отношениях с организацией А, не исключает установленную законом обязанность организации Б (гостиницы) в случае прибытия и фактического проживания иностранного гражданина уведомить об этом орган миграционного учета.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, непосредственно данным иностранным гражданином в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных пп. "а" - "д" п. 1 и пп. "а" - "в" п. 2 ч. 2 данной статьи.

Подпунктом "а" п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ установлено, что постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ предусмотрено, что сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с п. 9 данной части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с п. 8 данной части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

Как следует из изложенного, принимающей стороной признается та организация, у которой иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Таким образом, прямой ответ на вопрос, которая из двух организаций - А или Б - в указанной ситуации обязана выполнять требования п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, из Закона N 109-ФЗ не следует: с одной стороны, у иностранного гражданина с организацией А заключен трудовой договор, с другой стороны, иностранный гражданин проживает в гостинице, то есть в помещении организации Б.

В судебной практике существует позиция, согласно которой именно то лицо, у которого иностранный гражданин проживает, обязано представить уведомление, несмотря на то что у иностранного гражданина заключен трудовой договор с другим лицом.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2012 N А39-4088/2011 указано: то обстоятельство, что при осуществлении миграционного учета принимающей стороной для иностранного гражданина (по прибытии в Российскую Федерацию) является организация, с которой он состоит в трудовых отношениях, не исключает установленную законом обязанность индивидуального предпринимателя в случае прибытия и фактического проживания у него (иностранный гражданин фактически находился у предпринимателя в гостевом доме, принадлежащем предпринимателю) иностранного гражданина уведомить об этом орган миграционного учета.

Учитывая данную позицию суда, по нашему мнению, именно организация Б (гостиница, в которой проживает иностранный гражданин) обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в рассматриваемой ситуации. То обстоятельство, что иностранный гражданин состоит в трудовых отношениях с организацией А, не исключает установленную законом обязанность организации Б (гостиницы) в случае прибытия и фактического проживания иностранного гражданина уведомить об этом орган миграционного учета.

Дополнительно отметим, что в силу ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

А. В.Сергомасова

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

12.04.2013