В перечне цен, признаваемых рыночными в целях налогового контроля за контролируемыми сделками между взаимозависимыми лицами, поименованы цены сделок, заключенных по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства

Являются ли на этом основании рыночными цены, установленные в результате торгов при размещении государственных или муниципальных заказов?

Ответ: Цены, установленные в результате торгов при размещении государственных или муниципальных заказов, не признаются рыночными в контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами.

Обоснование: В рамках контроля за ценами в контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами цены, установленные по результатам биржевых торгов, по умолчанию признаются рыночными (п. 9 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ).

Отношения, возникающие на организованных торгах, требования к организаторам и участникам таких торгов, основы государственного регулирования биржевой деятельности и контроль за ее осуществлением регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах". Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 325-ФЗ биржевые торги - это организованные торги, проводимые биржей. Формирование цен в процессе проведения биржевых торгов должно соответствовать законодательству об организованных торгах. Целями проведения торгов являются предоставление равных возможностей участникам торгов, соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обеспечение прозрачности сделок. Суть правоотношений биржевых торгов заключается в том, что цена, определенная по результатам биржевых торгов, не может быть занижена сторонами сделки.

Что касается торгов, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), то их правовая природа отлична от биржевых торгов. Участники таких торгов зачастую идут на существенное снижение цены только для того, чтобы получить государственный или муниципальный заказ. Контракты, заключаемые на торгах, проводимых на основании Закона N 94-ФЗ, имеют свои особенности (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 11237/12):

- они заключаются в интересах специального субъекта (государственного или муниципального образования);

- целью их заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей;

- финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Результаты таких торгов формируют расходы бюджета, а поскольку государство руководствуется принципом эффективности использования бюджетных средств (вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011)), соответственно, оно заинтересовано в более низкой цене на сопоставимые товары (работы, услуги).

Таким образом, по нашему мнению, законодатель осознанно не упомянул в перечне цен, признаваемых рыночными в контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами, цены, установленные в результате торгов при размещении государственных или муниципальных заказов. Указанная позиция подтверждена Письмом Минфина России от 11.02.2013 N 03-01-18/3233.

С. В.Никитина

Институт профессиональных бухгалтеров России

12.04.2013