Российская организация заключила контракт с черногорской организацией и ввезла из Республики Черногория в Российскую Федерацию алюминиевые конструкции (позиция 7610 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза). Однако таможенный орган отказал в предоставлении освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товара, произведенного и ввезенного из Республики Черногория, при его помещении в Российской Федерации под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, так как в сертификате о происхождении товара по форме А был проставлен оттиск печати торгово-промышленной палаты Черногории, образец которого отсутствовал в таможенном органе (так как Черногория не представила Российской Федерации образец оттиска печати). Насколько это законно?

Ответ: Если Черногория не представила Российской Федерации образец оттиска печати торгово-промышленной палаты, то отказ таможенного органа в предоставлении освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товара, произведенного и ввезенного из Республики Черногория, при его помещении в Российской Федерации под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является правомерным.

Обоснование: Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (заключено в г. Белграде, 28.08.2000) (правопреемником которого является также Республика Черногория) установлено, что договаривающиеся Стороны будут стремиться в течение пятилетнего периода принять согласованные меры к поэтапной отмене во взаимной торговле ввозных таможенных пошлин и эквивалентных им сборов в отношении товаров, происходящих с таможенной территории государств Договаривающихся Сторон.

Пунктом 1 Приказа ГТК России от 26.10.2000 N 965 "О Соглашении о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" установлено, что с 28 августа 2000 г. не применяется ввозная таможенная пошлина в отношении товаров, происходящих из Союзной Республики Югославии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией. Пунктом 4 этого же Приказа установлено, что для определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в рамках Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, используются Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (Приложение к Соглашению стран СНГ от 12.04.1996 "О Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций").

В свою очередь, ст. 6 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций установлено, что государства - участники СНГ получают от развивающихся стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.

Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся страны, которая не предоставила вышеуказанную информацию.

В связи с вышеизложенным, так как Черногория не представила Российской Федерации образец оттиска печати торгово-промышленной палаты, отказ таможенного органа в предоставлении освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товара, произведенного и ввезенного из Республики Черногория, при его помещении в Российской Федерации под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является правомерным.

Н. А.Дубинский

Учреждение образования

"Витебский государственный

технологический университет"

12.04.2013