Унификация наследственного права в СНГ
(Блинков О. Е.)
("Юрист", 2007, N 3)
Текст документа
УНИФИКАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В СНГ
О. Е. БЛИНКОВ
Блинков О. Е., доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.
СССР был великой и могучей страной, сплотившей по доброй воле или насильно на долгие годы многие народы, создавшей особую правовую систему - советское право.
В советский период наследственное законодательство союзных республик практически не отличалось друг от друга, поскольку принималось в соответствии с общесоюзными Основами гражданского законодательства. В настоящее время наследственный закон стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) нередко существенно отличается от российского наследственного правопорядка, хотя изначально при союзном "разводе" бывшие республики пытались при создании национального законодательства унифицировать правовые нормы, создав для этого специальный межгосударственный орган - Межпарламентскую Ассамблею государств - участников СНГ.
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ была образована 27 марта 1992 г. на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, как консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. В 1993 - 1995 гг. членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова, а в 1999 г. к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Верховная Рада Украины. Главы государств СНГ 26 мая 1995 г. подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ, которая вступила в силу 16 января 1996 г., в соответствии с которой Межпарламентская Ассамблея получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе органов СНГ. Следует отметить, что Межпарламентская Ассамблея была учреждена как консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, для решения проблем, связанных с гармонизацией и сближением законодательств государств СНГ, что получает свое воплощение в принимаемых Межпарламентской Ассамблеей модельных законодательных актах и рекомендациях, при создании которых учитывается опыт парламентов стран СНГ и международных парламентских организаций. За годы деятельности Межпарламентской Ассамблеей было принято более 200 документов, обеспечивающих реальное сближение национальных законодательств, в том числе три части Модельного гражданского кодекса СНГ. Принятые на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи модельные законодательные акты и рекомендации направляются в национальные парламенты для использования их при подготовке новых законов и внесении изменений в действующее законодательство.
Согласно принятому Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 14 апреля 2005 г. Положению о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ предложения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций, их проекты, а также принимаемые Межпарламентской Ассамблеей модельные законодательные акты и рекомендации должны отвечать целям сближения (унификации) законодательства государств - участников СНГ. Модельное законотворчество - деятельность Межпарламентской Ассамблеи по разработке, принятию и опубликованию модельных законодательных актов, отвечающих целям сближения (унификации) законодательства государств - участников Межпарламентской Ассамблеи и задачам интеграционного развития СНГ. Модельный законодательный акт СНГ - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке, в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств - участников Межпарламентской Ассамблеи по вопросам, представляющим общий интерес, приведения законодательства государств - участников СНГ в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках СНГ, и иными международными договорами, участие в которых государств - участников СНГ является весьма желательным для достижения общих целей. К модельным законодательным актам СНГ относятся:
1) модельный кодекс СНГ - систематизированный законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования однородных сфер общественных отношений в государствах СНГ;
2) модельный закон СНГ - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений в государствах СНГ (в необходимых случаях модельные законодательные акты могут иметь форму типовых положений, уставов, соглашений);
3) рекомендации Межпарламентской Ассамблеи СНГ - предложения, принятые Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке с целью сближения законодательства государств - участников СНГ по вопросам общих интересов, приведения их законодательства в соответствие с положениями международных договоров, заключенными в рамках СНГ, и содействия синхронизации процедур их ратификации. Особенности юридической техники модельного законотворчества заключаются в использовании совокупности общепризнанных приемов, применяемых при разработке содержания и структуры модельных законодательных актов, что предполагает соблюдение следующих основных требований: один и тот же термин модельного законодательного акта употребляется однозначно, должен быть общепризнанным, сохранять свой особый смысл в каждом случае употребления, быть максимально понятным для восприятия, и иных стандартных требований законодательной техники.
Однако не всегда модельное законотворчество достигает своих целей, поскольку модельные законодательные акты СНГ носят рекомендательный характер. Подобное положение имеет место в случае регулирования наследственных отношений.
При подготовке нового наследственного законодательства, регулирующего переход имущества в порядке универсального правопреемства, большое внимание отдельными бывшими республиками СССР было уделено изучению опыта регламентации аналогичных отношений в других странах, однако в целом постсоветское наследственное право государств - участников СНГ сохранило заложенные в советское время принципы наследственно-правового регулирования. Желая сохранить единое экономическое пространство, бывшие союзные республики Союза ССР, а теперь самостоятельные государства в целом поддержали идею модельных законов, на основе которых разрабатывались бы национальные акты. В качестве наиболее значимого стал Гражданский кодекс СНГ, который был положен в основу кодификации и наследственного права данных государств (Армения, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан и др.). Некоторые бывшие советские республики пошли по иному пути, самостоятельно разработав проекты Гражданских кодексов (Украина, Грузия), которые стали альтернативными Модельному ГК СНГ, а в свою очередь, и модельными для других государств (ГК Грузии - для Азербайджана, Туркменистана и Молдовы). Названные государства кардинально изменили порядок наследственного правопреемства, используя достижения главным образом романо-германской правовой системы, где наследственное право с момента своего возникновения существовало в условиях непрерывности развития частноправовых традиций и достигло высокого юридико-технического уровня, отвечающего потребностям эффективного регулирования сложных и многообразных отношений, складывающихся при наследовании имущества физических лиц. В известной мере о современных тенденциях в современном наследственном праве стран СНГ могут свидетельствовать имевшие место в последнее десятилетие XX в. и первое десятилетие XXI в. реформы действующего гражданского права, нашедшие свое отражение в появлении новых актов, кодифицирующих гражданское право в данных странах.
Среди наиболее значительных явлений в этой области, которые могли бы считаться вполне отражающими тенденции на современном этапе развития континентальной системы права, следует назвать Гражданский кодекс Грузии (принят 26 июня 1997 г.) и Гражданский кодекс Украины (принят 16 января 2003 г.). В процессе подготовки каждого из вышеназванных обширных законодательных актов, занявшей менее или более одного десятилетия, преследовалась задача не только законодательно закрепить изменения в социально-экономических отношениях данных государств и общества (и как следствие - в содержании правового регулирования), которые появлялись в результате многолетней правоприменительной практики, но и создать новые нормы, отвечающие потребностям развития общества в современных условиях. К числу наиболее общих тенденций, в соответствии с которыми формировались новые направления развития наследственного права, отраженные в принятых Кодексах стран СНГ, можно отнести увеличение круга наследников по закону, расширение завещательной свободы, введение дополнительных оснований призвания к наследованию - наследственного договора, качественное и количественное увеличение наследственной массы и т. д.
Следует заметить, что процесс становления институтов современного наследственного права в развитых правовых системах, в частности Англии, Франции, Германии, США, занял не одно столетие. В течение этого времени их содержание шлифовалось законодательством, отрабатывалось судебной практикой, подвергалось тщательному анализу в доктрине. Потребности жизни общества постоянно приводили к отторжению или рождению многочисленных правовых механизмов регулирования наследственных отношений в ходе их естественной эволюции от одной общественно-экономической формации к другой. Подобный процесс не обойдет Россию и иные государства СНГ, поэтому процесс модельного законотворчества в области наследственных отношений остается актуальным, поскольку правотворчество - это постоянный процесс.
Название документа