Региональные патентные системы

(Гаврилов Э. П.) ("Патенты и лицензии", 2013, N 7) Текст документа

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАТЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ

Э. П. ГАВРИЛОВ

Автор статьи Гаврилов Э. П., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Москва, sirill@mail. ru), рассказывает о возникновении, развитии и современном состоянии различных региональных соглашений о патентах на изобретения.

Ключевые слова: территориально ограниченное действие патента, единый мировой патент, зарубежное патентование, региональные патентные системы.

Regional patent systems E. P. Gavrilov

Author of the article E. P. Gavrilov, doctor of legal sciences, prof. of the chair of the civil law of the National research university - Higher school of economics (Moscow, sirill@mail. ru), tells about emergence, development and a current state of various regional agreements on patents for inventions.

Key words: territorially limited action of the patent, uniform world patent, foreign patenting, regional patent systems.

К написанию настоящей статьи меня подвигло одно событие. Это 50-летие с момента появления в нашей печати первой научной информации о первом в мире региональном патентном соглашении <1>. Та статья была подготовлена двумя научными сотрудниками Центрального научно-исследовательского института патентной информации (ЦНИИПИ) и опубликована в бюллетене Комитета по делам изобретений и открытий "Информация по изобретательству". -------------------------------- <1> См.: Гаврилов Э. П., Тыцкая Г. И. Соглашение африканских стран о патентах, товарных знаках и промышленных образцах // Информация по изобретательству. 1963. N 12. С. 19.

Опубликованная в далеком 1963 г. указанная выше статья касалась первого в мире регионального соглашения, относящегося к различным объектам промышленной собственности - изобретениям, товарным знакам, промышленным образцам. Но в настоящей статье я сосредоточусь лишь на одном из этих объектов - изобретениях.

Территориально ограниченный характер действия патента на изобретение

Как известно, исторически патенты на изобретения выдавались по "милости" (или по "прихоти") монарха (короля, императора). Затем их выдача стала носить обязательный (облигаторный) характер. Если был заявлен объект, который отвечает всем требованиям, установленным в законе для изобретений, то патент на него должен был выдаваться. При этом и в случаях, когда патент на изобретение выдавался по милости монарха, и при обязательной (облигаторной) системе выдачи патентов патент основывался и до сих пор основывается на том факте, что государство признает наличие исключительного права у патентообладателя, что именно государство предоставляет патентообладателю это исключительное право. Отсюда вытекает первоначальная и неразрывная связь патента с государством, которое его выдает, то есть национальный характер выдаваемого патента: патент действует на территории только того государства, которое его выдало. Именно поэтому патент, выданный в любой стране, в принципе имеет территориально ограниченный характер: он действует только в этой стране и на другие страны его действие не распространяется. Поскольку на Земле свыше 220 стран, теоретически в каждой из них могут выдаваться свои собственные патенты. Этот территориально ограниченный принцип действия патента вступает в противоречие с мировым характером экономических связей между странами: с международными отношениями по торговле товарами, международным обменом услугами, другими отношениями экономического, научного и культурного сотрудничества стран.

Единый мировой патент

В идеале для удовлетворения международных экономических потребностей требуется единый патент на изобретение, который действует во всех странах мира. Но такого единого патента нет, и вряд ли он появится в ближайшее время. Вместо этого для обеспечения правовой охраны изобретений в основных странах мира (хотя бы в основных!) приходится, кроме получения патента в своей стране, получать многочисленные национальные патенты на изобретения во всех странах, где необходимо прокладывать дорогу для дальнейшей экономической деятельности, что чрезвычайно затратно и требует много времени. Но почему все-таки нет единого общемирового патента на изобретение, который был бы таким удобным для экономических отношений, все более приобретающих общемировой характер? Почему даже идея общемирового патента не обсуждается? Объяснение этому довольно простое: введение общемирового патента на изобретение означало бы, что государства-участники отказываются от части своего национального суверенитета, что для большинства из них абсолютно неприемлемо. В период существования СССР и социалистических стран было еще одно принципиальное препятствие для реализации идеи единого общемирового патента: наличие системы охраны изобретений не патентами, а авторскими свидетельствами, коренным образом отличающимися от патентов. Поэтому для этих стран проблема единого общемирового патента была принципиально неприемлема. Но после того как в СССР и в ряде других социалистических стран экономика была перестроена на основе принципов рынка и изобретения стали охраняться патентами - документами, закрепляющими за их владельцами исключительные права, этот аргумент против введения единого общемирового патента отпал. Конечно, против введения единого общемирового патента на изобретение можно привести и другие доводы: лишится работы многочисленная армия национальных патентных поверенных, уменьшатся налоговые поступления в казну отдельных стран, возникнут трудности с переводами текстов единых патентов на различные языки стран мира и др. Такие доводы очевидны, и они высказываются. Но эти доводы и связанные с ними трудности все же преодолимы. Они могут быть учтены при введении системы единого общемирового патента. Единственным и пока непреодолимым препятствием для введения системы единого общемирового патента на изобретение остается необходимость отказа отдельных государств от части своего национального суверенитета. Поэтому в настоящее время усилия стран мира, которые больше всего заинтересованы в развитии мировых экономических связей, направлены на облегчение зарубежного патентования изобретений.

Облегчение зарубежного патентования изобретений

Облегчение зарубежного патентования изобретений реализуется, причем на протяжении длительного времени, различными путями. Прежде всего это установление самой возможности подачи иностранцами заявок на получение патентов. Затем это установление для заявок, подаваемых иностранцами, и для полученных ими патентов на изобретения национального режима, иногда именуемого режимом ассимиляции со своими гражданами. Эти исходные и ныне представляющиеся самоочевидными вопросы были поставлены и успешно решены еще в 1883 г. Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. В ст. 4 этой Конвенции был решен еще один важнейший вопрос, направленный на облегчение зарубежного патентования, - о конвенционном приоритете, полно и подробно урегулированный <2>. -------------------------------- <2> "Тот, кто не освоил нормы ст. 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, не может считаться специалистом по интеллектуальным правам" (из собрания заповедей Э. П. Гаврилова).

Следующим и также важнейшим международным мероприятием по облегчению зарубежного патентования изобретений явилось принятие в 1970 г. Договора о патентной кооперации (PCT). Этот Договор создал систему международной патентной заявки и систему их предварительной проверки и патентной экспертизы, что существенно облегчает дальнейшее патентование изобретений в отдельных странах мира. Вместе с тем облегчение зарубежного патентования изобретений осуществляется путем унификации (или гармонизации) материально-правовых требований, предъявляемых к заявкам на получение патентов на изобретение и к уже выданным патентам. Примеры таких договоров: Договор о патентном праве 2000 г. (PLT), который гармонизирует и устанавливает предельно допустимые требования к заявкам на получение патентов на изобретения и к процедуре их рассмотрения. Россия участвует в этом договоре с 12 августа 2009 г.; существующее в рамках Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое содержит ряд важных унифицированных норм, относящихся к патентам на изобретения. Россия является участницей ВТО с 22 августа 2012 г.

Региональные патентные системы

Выше уже говорилось, что создание в настоящее время единого общемирового патента на изобретение невозможно потому, что это означало бы отказ стран-участниц от части своего национального суверенитета, к чему страны (или по крайней мере большинство из них) еще не готовы. Но в отдельных регионах мира под воздействием дополнительных факторов становятся возможными и реализуются региональные патентные системы. Сами эти дополнительные факторы могут иметь длительный характер (тесные экономические связи, стремление к экономическому единству) либо, наоборот, носить временный, краткосрочный характер.

Африканские региональные патентные системы

В нашей научной среде считается, что "пионером в области региональной патентной интеграции явились государства Африканского континента", поскольку "в 1962 г. в Либревиле франкоязычные государства Африки заключили Соглашение о создании Африканского и Мальгашского ведомства по охране промышленной собственности" <3>. Автор настоящей статьи и Г. И. Тыцкая, ныне канд. юрид. наук, доцент РГАИС, знали об этом еще в далеком 1963 г. (Отметим, что если исходить из новейших теоретических исследований о происхождении человека, то и первые люди на Земле также появились в Африке. Но, конечно, связь между этими двумя фактами чисто случайная.) -------------------------------- <3> Евразийское патентное право: Комментарий и нормативные правовые акты / Авт. коммент. и сост. А. Н. Григорьев, В. И. Еременко. М.: Патент, 2012. С. 3.

Итак, первым региональным патентным соглашением стало соглашение, заключенное в г. Либревиле (столица Габона) 12 независимыми африканскими странами - бывшими французскими территориями и колониями. Этим соглашением было создано единое патентное ведомство, наделенное правом выдачи единых охранных документов, в том числе патентов на изобретения. Ныне оно известно как Соглашение о создании Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI - ОАПИ). В соглашении участвуют следующие 16 государств: Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гвинея, Гвинея-Бисау, Камерун, Конго, Кот д'Ивуар, Мавритания, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Чад, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея. Другое африканское региональное соглашение по рассматриваемым вопросам - Соглашение о создании Африканской региональной организации интеллектуальной собственности (АРИПО). Первоначально, в 1976 г., это соглашение касалось только вопросов промышленной собственности. Его участниками были колонии Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии. В настоящее время в Соглашении участвуют 18 стран: Ботсвана, Гамбия, Гана, Замбия, Зимбабве, Кения, Лесото, Либерия, Мозамбик, Малави, Намибия, Руанда, Свазиленд, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда. Соглашение предусматривает, что заявитель может подать одну заявку на патент, в которой указывается, что он желает получить охрану в любых или во всех странах, участвующих в Соглашении. Заявка может быть подана непосредственно в единое патентное ведомство. Заявленное изобретение подвергается экспертизе по существу, после чего заявителю выдается патент АРИПО, действующий в указанных в заявке странах. Создание африканских региональных патентных систем произошло под влиянием очень сходных, практически тождественных факторов. Страны, входящие в Соглашение ОАПИ, были французскими колониями, а те, которые входят в Соглашение АРИПО, - в основном колониями Великобритании. Самостоятельных патентов на изобретения в этих странах не существовало, в них действовали патенты метрополий, а потому после обретения ими независимости возник вопрос: как построить свои национальные патентные системы? Патентных кадров и материальных ресурсов для этого не было, поэтому с помощью бывших метрополий и были созданы региональные объединенные патентные системы. Статистических сведений о фактической деятельности этих систем нет. В таких условиях дипломаты обычно говорят, что следует оценивать практическую деятельность систем с "осторожным оптимизмом". Однако, зная о наличии серьезных межгосударственных и межэтнических конфликтов между странами, участвующими в данных соглашениях, особенно это касается бывших французских колоний, по-видимому, следует оценить деятельность этих региональных систем с "осторожным пессимизмом", что исключает необходимость более подробного изложения их правовых особенностей.

Европейская патентная конвенция

5 октября 1973 г. в г. Мюнхене (Германия) была заключена Европейская патентная конвенция (ЕПК). Она напрямую не связана с Европейским союзом (ЕС), однако косвенно ее создание связано с европейской экономической интеграцией. В ЕПК участвуют как государства ЕС, так и некоторые иные страны, в частности Швейцария и Турция. Конвенция предусматривает возможность подать заявку на патент в Европейское патентное ведомство (ЕПВ) на одном из трех его официальных языков (английский, немецкий, французский). На основе заявки после тщательной ее проверки выдается европейский патент. Этот патент по желанию заявителя может действовать во всех или лишь в некоторых из стран, входящих в ЕПК. В каждой такой стране он действует как национальный патент. Применяется ЕПК очень широко, несмотря на то что европейские патенты обходятся чрезвычайно дорого: средняя стоимость составляет 50 тыс. евро (в зависимости от числа стран, в которых заявитель получает патент, от числа пунктов формулы и т. д.). Тем не менее в случаях, когда заявитель желает получить патент хотя бы в трех странах, участвующих в ЕПК, подача единой европейской заявки становится финансово оправданной и более дешевой по сравнению с подачей отдельных патентных заявок <4>. -------------------------------- <4> Евразийское патентное право: Комментарий и нормативные правовые акты / Авт. коммент. и сост. А. Н. Григорьев, В. И. Еременко. М.: Патент, 2012. С. 4.

Патент ЕС

Наряду с ЕПК в ЕС начиная с 1975 г. ведутся работы по созданию патента ЕС и единого патентного суда ЕС. Хотя основные положения, касающиеся создания патента ЕС, уже согласованы (это будет патент, действующий во всех 27 странах ЕС), до сих пор не решены некоторые важные вопросы, касающиеся этой будущей региональной патентной системы. Один из самых сложных и пока нерешенных является вопрос о том, на каком языке будет выдаваться патент ЕС: на официальных языках ЕС (английский, немецкий, французский) или на всех официальных языках стран ЕС. В последнем случае стоимость патента ЕС многократно увеличивается. Языковой вопрос в настоящее время особенно болезненно воспринимают Испания и Италия. Они настаивают на том, чтобы патенты ЕС были также на испанском и итальянском языках. Поскольку для других стран ЕС это предложение представляется неприемлемым, ведутся подготовительные работы по введению в действие единого патента ЕС, который будет действовать в странах ЕС, за исключением Испании и Италии <5>. -------------------------------- <5> В отношении европейских патентов языковой вопрос был решен Лондонским соглашением, вступившим в силу 1 мая 2008 г.: перевод европейского патента на официальный язык страны может быть потребован только в судебном споре по патентным вопросам.

Единый патент ЕС будет выдаваться ЕПВ на основе заявки, поданной в течение определенного времени после получения европейского патента. Во всех участвующих странах ЕС он будет иметь одинаковую правовую силу. Любые ограничения и переуступки единого патента также будут иметь силу во всех участвующих странах ЕС, однако лицензии на единый патент могут быть предоставлены в отношении либо всей территории его действия, либо части этой территории <6>. -------------------------------- <6> Рекомендации ICC по интеллектуальной собственности. Вып. 11. Париж: Международная торговая палата (ICC), 2012.

Евразийская патентная конвенция

В 1991 г. прекратил существование СССР. На его территории появилось 15 независимых государств - именно столько союзных республик входило в состав СССР <7>. Все союзные республики, входившие в состав СССР, существовали и работали по принципу единого экономического пространства: они были тесно связаны в хозяйственных отношениях. Естественно, поэтому они имели единое гражданское законодательство, в том числе и единое изобретательское право (которое ныне превратилось в патентное право), а также единое патентное ведомство. -------------------------------- <7> В настоящее время, как известно, на территории бывшего СССР помимо 15 бывших союзных республик существуют и другие государственные образования, признаваемые, однако, не всеми странами: Приднестровская Молдавская Республика, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия.

После прекращения существования СССР между государствами, образовавшимися на территории СССР, сохранялись широкомасштабные хозяйственные связи, что столь же естественным образом подтолкнуло эти страны к созданию единой региональной патентной системы. К тому же этому способствовали и некоторые временные факторы: вся прежняя патентная документация и кадры патентных экспертов находились в Москве (Российская Федерация), поэтому другим независимым государствам приходилось строить патентные системы с нуля. В этой связи и с учетом указанных факторов некоторые государства СНГ заключили в 1994 г. Евразийскую патентную конвенцию (ЕАПК), которая вступила в силу 12 августа 1995 г. В ЕАПК в настоящее время участвуют восемь стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан. ЕАПК создана в основном по образу и подобию ЕПК. Образовано единое Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ), расположенное в Москве (Россия). Страны-участницы приняли единое патентное (наднациональное) законодательство. На основе норм этого законодательства заявитель (любой изобретатель или его правопреемник из любой страны мира) может подать в ЕАПВ единую патентную заявку. Заявка подается на русском языке, который является единственным официальным языком Евразийской патентной организации (ЕАПО). Если в результате тщательной экспертизы будет установлено, что заявка содержит патентоспособное изобретение, то заявителю выдается евразийский патент. Этот патент действует либо во всех восьми участвующих в ЕАПК странах, либо лишь в некоторых из них, что определяет заявитель. В странах, где действует евразийский патент, он действует как национальный патент соответствующего государства. Естественно, что получение евразийских патентов требует определенных затрат (патентные пошлины, оплата работы патентных поверенных и т. п.). ЕАПО, желая привлечь как можно больше заявителей из стран - членов этой организации к подаче единой евразийской заявки (вместо подачи ими национальных патентных заявок в отдельные страны, входящие в эту организацию), приняла беспрецедентные меры, установив льготные патентные пошлины для заявителей из этих стран, которые составляют всего 10% от обычно применяемых патентных пошлин, предусмотренных для других заявителей. С учетом льготных патентных пошлин подача евразийской заявки, содержащей требование выдачи патента только в одной стране, участвующей в Конвенции, обходится заявителю всего на 25% дороже, чем подача одной национальной заявки. Это означает, что, даже если такой заявитель подаст евразийскую заявку, по которой истребуется выдача патента, действующего в двух странах-участницах, это обойдется заявителю значительно дешевле подачи двух национальных заявок.

Вместо заключения

Рассмотрение региональных патентных систем было бы неполным и незавершенным, если не высказать соображения, касающиеся их дальнейшего развития. При этом следует учитывать, что, высказывая их, я выступаю только в личном качестве, как специалист по патентному праву. Я убежден, что имеется только один базис для существования таких региональных патентных соглашений: длительные, устойчивые, широкомасштабные, взаимовыгодные экономические связи между странами. Если они существуют, создаются основы единой экономики, что вызывает потребность создания единого патента на изобретение. Одновременно национальные патенты отмирают, прекращают свое существование. Как свидетельствует опыт, единый региональный патент на изобретение может существовать в двух формах: ныне действующего европейского патента или, что одно и то же, в форме евразийского патента либо в форме задуманного, но еще не реализованного патента ЕС. Убежден, что первая форма существования единого регионального патента менее совершенна, чем вторая форма, представляющаяся идеальной. Это действительно так. Но следует учитывать, что первая, несовершенная форма единого регионального патента и в Европе, и в Евразии существует и успешно действует уже десятки лет и, по-видимому, удовлетворяет всем основным требованиям, предъявляемым к единому региональному патенту, в то время как вторая, идеальная форма единого патента ЕС, несмотря на почти сорокалетние усилия стран ЕС, все еще не реализована. Как показывает исторический опыт, региональные патентные системы могут появляться и в результате воздействия других факторов: обретение независимости рядом колоний, находившихся ранее под властью одной монополии, или прекращение существования (распад) единого государства. Эти факторы одномоментные. Они могут дать толчок к созданию региональных патентных систем, но не приводят к появлению таких стабильных систем. В этой связи хочу высказать свои соображения о ЕАПК. Несомненно, что Единый таможенный союз, в который в настоящее время входят Белоруссия, Казахстан и Россия, создает самую благоприятную экономическую основу для дальнейшего существования евразийских патентов. Как известно, существует большая вероятность того, что еще несколько стран присоединятся к этому союзу. Вместе с тем можно ожидать, что те страны, которые не пойдут на такую тесную экономическую интеграцию, выйдут из ЕАПК.

Список литературы

1. Гаврилов Э. П., Тыцкая Г. И. Соглашение африканских стран о патентах, товарных знаках и промышленных образцах // Информация по изобретательству. 1963. N 12. 2. Евразийское патентное право: Комментарий и нормативные правовые акты / Авт. коммент. и сост. А. Н. Григорьев, В. И. Еременко. М.: Патент, 2012. 3. Рекомендации ICC по интеллектуальной собственности. Вып. 11. Париж: Международная торговая палата (ICC), 2012.

Название документа